Троицкий храм, г. Старая Купавна
История
История Свято-Троицкого храма в Старой Купавне уходит корнями в XVII век. В 1613-1614 годах деревня «Демидово Купавна тож» по царской жалованной грамоте была передана во владение князя Дмитрия Пожарского за освобождение Москвы от польской интервенции. И первые сведения о церкви содержатся в книгах Патриаршего приказа 1642-1647 годов, где говорится, что деревянная церковь Живоначальной Троицы в Купавне была построена сыном князя Дмитрия Пожарского – Иваном Дмитриевичем Пожарским.
Церковь Святой Троицы находится в 36 километрах к востоку от центра нашей столицы в живописном, богатом историческими событиями месте. В книге И. Хитрова «Святый Благоверный Великий Князь Александр Ярославичъ Невский», изданной в 1893 году, говорится о перенесении святых мощей князя из Владимира в Санкт-Петербург в августе 1723 года: «Во всех селах и городах, лежавших на пути, встречали и провожали святыню с крестами и иконами, с молебным пением и колокольным звоном. Женщины и дети горели желанием сподобиться участия в несении святыни. Трогательные встречи повторились 15 августа в селе Покрове, 16 августа – в селе Рогожах и Купавне…»
Деревянная церковь простояла в Купавне в течение ста лет. Это был первый период её истории. 1746 год был последним годом, когда проходила служба в деревянной Троицкой церкви. Всего же за более чем 360 лет своего существования Купавинский Свято-Троицкий храм неоднократно претерпевал реконструкции, и его историю можно условно разделить на пять периодов.
В 1745 году купец 1-й гильдии Данила Яковлевич Земский начал строительство в Купавне шёлковой, полотняной и бумажной фабрик. Одновременно в короткий срок на месте старой деревянной он возвёл каменную двухэтажную церковь. С 1747 года служили в верхней церкви Живоначальной Троицы. А с 1751 года, когда освятили всю каменную церковь, службы стали проходить и в нижней – во имя иконы Печерской Божьей Матери. Каменная Церковь Живоначальной Троицы в Купавне была причислена к Московскому уезду, Волхонской десятине, в которой в 1752 году было 70 церквей. Она была лучшей в Московском уезде.
Вначале в церкви было два прихода: для местных крестьян и фабричных рабочих. Шло время. Мастеровые с шёлковой фабрики роднились с купавинскими крестьянами, а крестьян переводили работать на фабрику. Надобность в двух церквях отпала. В 1761 году Троицкая церковь в Купавне стала однокомплектной. Службы стали проходить летом в верхней церкви, освящённой во имя Святой Троицы, а зимой в нижней, освящённой во имя иконы Печерской Божьей Матери.
Для выполнения проекта размещения строений и формирования церковной площади Данила Земский пригласил архитектора Родиона Козакова. Церковная и фабричная территории были обрамлены прекрасными ограждениями. Архитектурный ансамбль, сформированный в XVII веке, начал разрушаться уже в советское время.
С 1751 по 1840 год храм имел вид каменной двухэтажной церкви с двумя престолами. Вначале фасад церкви был декоративно выполнен в стиле елизаветинского барокко, затем она не раз реконструировалась с требованием времени. С пятидесятых годов XIX века начинается эпоха шестипрестольного Свято-Троицкого храма, который частично перестраивался в 1840-м, 1850-м и в 1904–1905 годах.
Самый печальный период истории храма – это 1937-1990 годы, когда он был закрыт для богослужений.
Пятый период – с 1990 года по сегодняшний день – это время возрождения храма.
Со времени освящения Троицкой церкви в Купавне и до её закрытия в ней служили 14 священников. Первым настоятелем с 1646 по 1668 годы был Иван Рожественский.
После него служил священник Федор Родионов (1668–1701 гг.), затем его сын Афанасий Федоров (1701–1720 гг.), внук Роман Афанасьев (1720–1746 гг.). В последующие годы дьяконом и дьячком служили правнуки отца Федора. Преемственность от второго настоятеля длилась в течение 133 лет.
С 1799 года по 1937 год благочинными были священники Алексей Симеонов (1799–1817 гг. Во время прихода французов в 1812 году в Купавну он сумел сохранить всё церковное имущество), Дмитрий Егоров (Крылов) (1820–1855 гг.), Петр Петропавловский (1855–1882 гг.), Дмитрий Алексеев (Крылов) и Дмитрий Богоявленский, расстрелянный в 1937 году.
Мы просим молитв за клириков нашего храма: Ивана Рожественского, Федора Родионова, Афанасия Федорова, Романа Афанасьева, Симеона Михайлова, Иосифа Иванова, Иоанна Симеонова, Василия Николаева, Алексея Симеонова, Николая Климентова, Димитрия (Егорова) Крылова, Петра Петропавловского, Димитрия (Алексеева) Крылова, Димитрия Богоявленского.
В настоящее время у церкви есть небесный покровитель – святой диакон Иосиф Сченснович, который был расстрелян вместе с настоятелем храма Дмитрием Богоявленским в 1937 году. Милостью Божьей в храме на пожертвования прихожан написан образ святого отца диакона Иосифа.
Свято-Троицкий храм до варварского разрушения церквей был не только местом, где верующие молились, но и воплощением красоты, славы и гордости Купавны.
Храм является памятником архитектуры Московской области.
Святыни Свято-Троицкого храма
Сегодня в Свято-Троицком храме находятся две особо почитаемые иконы Пресвятой Богородицы, именуемые «Владимирская» и «Державная». Они находились в церкви ещё до её закрытия.
Интересна история возвращения «Владимирской» иконы, упоминание о которой встречается ещё в описях ХVII века. При закрытии храма в 1938 году икону незаметно вынес глубоко верующий житель Старой Купавны Александр Кирпичников. Позднее она попала в дом Ермолаевых, где и оставалась. Переехав впоследствии в Москву, эта семья отреставрировала икону, и молилась перед ней как перед чудотворной. Вот слова из памятной записки Екатерины Ильиничны Ермолаевой:
«Когда храм в Старой Купавне вновь открыли, мы стали думать, что иконы следует вернуть, но так как расставаться с ними очень болезненно и тяжело, то время шло и шло, а мы под всякими предлогами не везли их в храм. И вот в ночь на 1 января 1993 года я увидела такой сон: я была привезена на автомобиле в Купавинский храм, где всё было очень хорошо, красиво, благоустроено, в центре храма стояли 2 аналоя, на одном лежала какая-то икона, на другом бумага, на которой было написано, что того, у кого есть иконы из этой церкви, просят их вернуть. Этот сон явно не простой, а повелительный. Поэтому мы всей семьей решили в ближайшие же дни срочно отвезти иконы в Старую Купавну и передать их в храм. Хотя мы и с глубокой грустью расстаёмся с этими чудными иконами, мы знаем, что передаём их на почитание всем жителям Старой Купавны».
Хочется добавить, что когда «Владимирская» икона была отдана на реставрацию, то на обратной её стороне открылся лик преподобного Сергия Радонежского.