Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

«Безвестностью вечную славу обретший»

10.01.14

Представь, чиркнув спичкой, тот вечер в пещере,
используй, чтоб холод почувствовать, щели
в полу, чтоб почувствовать голод – посуду,
а что до пустыни, пустыня повсюду.
Представь, чиркнув спичкой, ту полночь в пещере,
огонь, очертанья животных, вещей ли,
и – складкам смешать дав лицо с полотенцем –
Марию, Иосифа, сверток с Младенцем.
(И. Бродский)

 В первое воскресенье после Рождества Христова Православная Церковь празднует память святого Иосифа Обручника. Несмотря на традиционное словосочетание «святое семейство», роль Иосифа Обручника в земной жизни Господа нашего и Его Пречистой Матери остается как бы затененной, мало понятной сегодня для многих верующих.

 Действительно, что нам известно об Иосифе, муже Марии, «земном папе» Иисуса Христа? Почему Церковь зовет его Обручником и Праведным? Даже не все воцерковленные люди готовы «так сразу» ответить на этот вопрос.

 Поэтому давайте попробуем приподнять завесу над жизнью этого человека, поразмышляем о его пути, о значении его жизненного подвига и о тех уроках, которые мы сегодня можем извлечь из его жития.

 Невозможное человеку

 Рассказ о событиях, предшествовавших Рождеству Спасителя, о самом Рождестве и о детстве Иисуса из Назарета в наиболее полном виде содержится в двух Евангелиях – от Матфея и от Луки.

 Митрополит Сиракузский и Троицкий Аверкий в своей знаменитой фундаментальной книге «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета», пишет:

 «В шестой месяц после зачатия святого Иоанна Крестителя Ангел Гавриил был послан в маленький городок Назарет, находившийся в колене Завулоновом в южной части Галилеи, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, по имени Мария. Евангелист не говорит: «к деве, вышедшей замуж», но к «обрученной мужу». Это значит, что Пресвятая Дева Мария формально, в очах всех и с точки зрения закона, считалась женой Иосифа, хотя и не была его женой в действительности. Рано лишившись родителей, Пресвятая Дева Мария, отданная ими на служение при храме, не могла вернуться к ним, когда ей исполнилось четырнадцать лет. По закону Она не могла уже больше оставаться там и должна была бы, следуя обычаю, выйти замуж. Первосвященник и священники, узнав, что Она дала обет всегдашнего девства и не желая, чтобы Она оставалась одна без покровительства, формально обручили Ее ее же родственнику, известному своей праведной жизнью восьмидесятилетнему старцу Иосифу, который от первого брака имел уже многочисленное семейство и был, по занятию, плотником».

 Блаженный Иероним Стридонский, христианский писатель IV-V веков, писал о роли Иосифа в Воплощении Спасителя так:

 «Почему Он (Христос – прим. ред.) зачинается не просто от Девы, но от обрученной мужу? Во-первых, чтобы показать происхождение Марии через родословие Иосифа; во-вторых, чтобы Она не была побита камнями как будто прелюбодейка; в-третьих, чтобы во время бегства в Египет она могла иметь защиту в лице [мнимого] супруга. Мученик Игнатий указывает еще и четвертую причину, по которой Он зачат был от обрученной; это для того, говорит он, чтобы рождение Его было сокрыто от дьявола, чтобы дьявол считал Его родившимся от замужней жены, а не от Девы».

 Вторит Блаженному Иерониму текст молитвы из православного Акафиста Иосифу: «…якоже ограждал еси Всенепорочную Деву от клеветы человеческия».

 Зачатие от Святого Духа и сейчас, после почти двух тысяч лет существования христианства, для многих является камнем преткновения: это чудо трудно уложить в систему представлений мира сего. А уж для современников Иосифа и Марии это было прямо по слову Апостола Павла – «иудеям соблазн».

 Обратимся к Евангелию от Матфея.

 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 18-21).

 Какое первое определение мы встречаем в тексте Писания в связи с именем Иосифа? Праведный. Но что это за праведность, о которой говорит евангелист, что именно он подразумевает под этим эпитетом? Необходимо вспомнить, что речь идет о ветхозаветном мире, Христос еще не преподал Свой Новый Завет. А в соответствии с законом Моисеевым, который властвовал в иудейском обществе того времени, поступок Иосифа, который он собирался совершить, вряд ли был бы расценен как «праведный».

 Приняв благовестие, Пресвятая Дева ничего не сказала об этом Иосифу, справедливо опасаясь (как объясняет святитель Иоанн Златоуст), что он может не поверить Ей, а подумает, что Она желает предупреждением его скрыть содеянное Ею преступление.

 Почему муж Марии – которого Она «не познала»! – хотел «тайно отпустить Ее»? Чтобы не было огласки в обществе. Огласки чего? Того, что Она беременна – не от него. Он-то знал наверняка, что не он отец Младенца. И Мария знала. Но пока Дух Святой не открыл Иосифу, Кто Отец и Какой это Ребенок – что происходило в душе Иосифа? О чем он думал, что переживал?..

 Мы можем только догадываться.

 Доверие и праведность

 Здесь открывается еще один важный момент этого эпизода библейской истории. Необходимость подвига – подвига веры. В чем же заключался этот подвиг для Иосифа?

 Вера в Бога – это, прежде всего, вера Богу. Но эта вера может оставаться как бы непроявленной, умозрительной, пока человек не скажет в самой глубине своей: «Да, я верю тебе, Господи. И даже если я чего-то пока не могу понять, я все равно уверен, что Ты лучше меня знаешь, как распорядиться моей жизнью, Тебе ведомы все пути человеческие. И поэтому, веди Ты меня, Боже».

 Для Иосифа эта вера должна была проявиться в доверии человеку – Марии. Он должен был не просто поверить тому, что она говорит, но поверить в Неётак, как поверил в Нее Господь. И в этой готовности Иосифа предать свою жизнь в руки Господни, вера Богу соединяется с доверием Марии.

 Да, он был благочестивым, богобоязненным, праведным по Закону Моисееву «мужем иудейским». Но вот Бог как бы говорит ему: «Хорошо, ты веришь Мне. Но поверь своей жене, Марии, так же, как веришь Мне». И Иосиф поверил. В нем нашлось достаточно доброй воли, достаточно глубины, чтобы вместить и это доверие, чтобы совершить и такой подвиг веры – веры в невозможное. Возможно, это далось ему не так просто, как может показаться.

 Современный человек, даже верующий, может сразу и не понять, в чём здесь для Иосифа вообще заключалась «проблема». Всё, казалось бы, так понятно, так очевидно! Мария, которая «не знала» мужа, – то есть его самого, Иосифа, – беременна и говорит, что это Дух Святой образовал в Ее чреве Младенца, Которому надлежит стать Спасителем мира, как об этом говорится в Писаниях. Ну конечно! Так все и есть, что же тут непонятного? Остается только радоваться, ликовать и благодарить Бога за такую честь, за такое благословение!

 А Иосиф почему-то хочет «тайно отпустить» Марию. Странно…

 Но мы должны напомнить себе, что за Иосифом был Ветхий Завет, закон Моисеев, и никакого «неискусомужнего» зачатия мир не знал. Во всей дохристианской священной истории подобного опыта не было. Да, говорилось об этом у пророка Исайи, но попробуй пойми это пророчество многовековой давности да еще и примени его к своему плотницкому дому в Галилее. А о Галилее до Христа, наверное, жители Иудеи могли сказать «Богом забытый городок».

 Вот что пишет митрополит Аверкий:

 «Когда он помыслил это, ему явился Ангел Господень, который объяснил, что Родившееся в подозреваемой им обручнице, «От Духа есть Свята», а не есть плод греха, как он ошибочно думает. «Родит же Сына», продолжал Ангел: «и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». Имя «Иисус» – по-еврейски «Иешуа» – и значит «Спаситель».

 А еще для нас Иосиф, Мария – святое семейство, единственное в своем роде. Другого такого нет и не будет. А для самого Иосифа? Разве думал он, что ему предстоит быть мужем Богородицы? Вот он сколачивал полку для кувшинов и говорил себе: «Как прекрасно, что я – Иосиф – праведный муж Девы, Которая будет матерью Еммануила, Господа, во плоти пришедшего». Наверное, не думал он так. А жил, как жили многие его соплеменники, думал те же думы, говорил те же слова, что и другие мужчины из колен Иудиных того времени, – перед самым началом Новой Эры. Конечно, Иосиф был праведный, но в то время немало было еврейских мужей, праведных по Закону.

 Но вот пришел час, когда плотник Иосиф обнаружил иную праведность.

 Он еще не поверил Марии, но уже тогда не захотел предать ее общественному суду – а суд был бы жесток. Если жена беременна не от мужа, значит, ей может грозить самая суровая казнь – побиение камнями. Так гласит Закон. Но вот Иосиф хочет поступить вопреки закону, потому что руководит им – любовь. И любовь выше закона. И милосердие важнее справедливости.

 Но Иосифу не суждено было «отпустить» Мариам (именно так звучит имя Мария «в оригинале»). И Иосиф все-таки верит, верит вопреки тому, что – невозможно. Он оказался до конца праведным в своем подвиге веры. Ведь «невозможное человекам возможно Богу». (Лк. 18, 27).

 «А что до пустыни…»

 А еще – и это тоже очень важно – Иосиф сопровождал Марию при бегстве в Египет. Божественного младенца необходимо было уберечь от гнева Ирода.

 «…Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода…» (Мф. 2, 13-15)

 Вестник от Бога явился во сне только Иосифу, но не Богоматери, и это было вполне естественно. Ведь Иосиф здесь выступает именно как мужчина, глава святого семейства, защитник и хранитель Младенца и Его Матери. По смерти Ирода Ангел снова является к Иосифу и возвещает ему, что они могут вернуться в Израиль.

 Евангельское повествование говорит об этом драматичном периоде жизни святого семейства довольно скупо. Но мы можем попробовать вообразить, как Иосиф поддерживал Марию, утешая, ободряя, помогая ей во всём. Вот он берёт Её под руку на каменистой тропке, вот ведет осла, везущего Её, а сам идет рядом пешком, а вот он торопится за снедью на рынок…

Да, простая человеческая помощь, подобная той, которую оказывает каждый любящий муж своей беременной жене, только наполненная безграничным доверием Богу.

 «И был в повиновении у них»

 «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.
И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.

Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.

 И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! чтó Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, чтó принадлежит Отцу Моему?

 Но они не поняли сказанных Им слов.

 И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.

Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков». (Лк. 2, 40-52)

Из этого рассказа мы, прежде всего, видим, что святое семейство жило в традициях иудейского благочестия своего времени. Каждый год Иосиф, Мария и Иисус ходили из Назарета в Иерусалим, где находился Храм, на празднование Пасхи. Можно представить, что этот путь нелегко давался Иосифу, который был тогда уже человеком старым. Но все евреи мужского пола обязаны были три раза в год являться в Иерусалим на праздник Пасхи, Пятидесятницы и Кущей. Исключение делалось только для детей и больных. Особенно строго требовалось посещение Иерусалима на праздник Пасхи. Отрок, достигший двенадцати лет, становился «чадом закона» – с этого времени он должен был изучать все требования закона и исполнять его предписания, в частности – ходить в Иерусалим на праздники.

 О чем еще важном повествует нам этот отрывок? Происходит первое, быть может, за время земной жизни Спасителя Его свидетельство о Себе Самом как о Сыне Божьем. На слова Марии о том, что «отец Твой и Я» искали Его, Иисус отвечает, что Ему «должно быть в том, чтó принадлежит Отцу» Его. То есть, Христос, не говорит Матери так, например: «Разве Ты не знаешь, что Иосиф Мне не отец». Он говорит гораздо мягче, и все-таки со всей определенностью свидетельствует о Своей неземной природе, о Своем Небесном Отечестве.

 Странными могут показаться дальнейшие слова евангелиста. Действительно, как же они не поняли этого свидетельства, если и Мария получила благовестие от Бога, и Иосиф поверил Ангелу, возвестившему тайну Рождения Спасителя? Однако вспомним, насколько необычайной, величественной Тайной была тайна воплощения Христа. Так что все-таки даже Марии – и Иосифу – еще не вполне открыта была тогда тайна Христова дела на земле. Или, как поясняет «Толковая Библия» под редакцией профессора А. П. Лопухина:

«в откровении, полученном от Ангела Иосифом и Мариею, ничего не было сказано о том, как будет идти развитие Божественного Младенца. Им была очерчена только деятельность Христа как Мессии. Естественно поэтому их недоумение по поводу сделанного Христом заявления: что же, в самом деле, теперь станут делать они, родители? Будет ли Христос отныне подчиняться им, как делал это доселе? Или же, может быть, отныне Ему, как знающему тайну Своего рождения, нужно предоставить полную свободу в дальнейшем развитии?»

 Однако, как бы то ни было, Иисус послушно пошел с Марией и Иосифом в Назарет и, как особенно отмечает это Евангелист, «был в повиновении» у Своих земных родителей.

 Плотник

 Здесь мы подходим еще к одной загадке. Говоря современным языком, оказывал ли Иосиф какое-то влияние на юного Иисуса в качестве его «земного папы»? Иначе говоря, не будучи отцом, как он с этой ролью отца справлялся?

 Об этом Евангелия не говорят нам ничего. Есть, конечно, апокрифические тексты, не вошедшие в канон Нового Завета – по вполне справедливым причинам. Были они написаны не по откровению Духа, а по человеческим «мудрованиям». Проще говоря, людям всегда интересно додумать, дофантазировать то, что им неизвестно о самом важном. Вот люди и додумывали Евангелия – кстати говоря, этот процесс продолжается и по сей день. Но если Господу было угодно, чтобы Евангелий было четыре, и чтобы это были именно «те» Евангелия – значит, не нам «пересматривать вопрос». Как пел Борис Гребенщиков: «Того, что есть у нас, хватило бы для больших, чем мы». Но мы отвлеклись.

 Итак, есть немало апокрифов, посвященных детству и юности Иисуса, но все эти тексты отличаются большой сказочностью и малой достоверностью. Хотя ценность их все-таки разнится. Некоторые сведения, ставшие частью церковного Предания, почерпнуты из так называемого Первоевангелия от Иакова – апокрифического евангелия, написанного, как предполагается, во II веке. Оно повествует о детстве и юности Девы Марии и о событиях во время рождения Иисуса Христа. Кстати говоря, в некоторых вполне серьезных даже изданиях при упоминании плотницкой профессии Иосифа встречаются ссылки только на апокрифы. Но разве не говорится в Евангелии от Матфея: «И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотников ли Он сын?» (Мф.13, 54-55)

 А что касается влияния Иосифа на Иисуса Христа, воспитания «земным отцом» «Небесного» Сына – мы можем представить, что Иосиф воспитывал Иисуса в традициях иудейского благочестия, закона Моисеева, глубокого и благоговейного изучения Священных Писаний. И обучал его своему ремеслу – плотницкому делу. В Евангелии от Марка есть свидетельство о том, что Иосиф, видимо, «передал дело» Иисусу: «Не плотник ли Он, сын Марии» (Мк.6, 3). Юный же Спаситель был послушным, добрым и внимательным Сыном и во всем помогал Иосифу и Марии. Ни разу не дал Он почувствовать «земному папе», что тот – «лишний». Даже когда прямо напомнил родителям о Своем истинном происхождении.

 Стоит подробнее остановиться на профессии Иосифа. Хотя Иосиф был из царского рода, колена Давидова, но после царствования Давида прошло несколько веков, многочисленные потомки этого рода были рассеянны по всей Иудее, многие из них бедствовали и были вынуждены зарабатывать себе на жизнь совсем не «царской» работой. Такой, видимо, была и земная участь Иосифа.

 Однако в христианском мире – в старой Европе, да и в той же дореволюционной России, – плотницкое дело считалось чуть ли не «священной» профессией. Вообще, работа с деревом облагораживает человека, открывает ему какой-то очень честный, «коренной» опыт жизни.

 Итак, Иосиф, в роли «земного папы» Христа, передал Ему свой навык, свое занятие, потому и сам Спаситель, до того, как начать свое мессианское служение (около 30 лет от роду), плотничал. Можно представить, что уже с детства Иисус был привычен к работе плотника. И есть в этом что-то действительно чистое и прекрасное. Как и все, что связано с именем Христа. Очень приятно, хорошо и уютно думать, как совсем еще юный Спаситель учился работать с рубанком, определять ровность деревянного бруса «на глаз», обтачивать, сколачивать, пилить и строгать, под спокойные и тихие наставления Иосифа, в окружении смолистого запаха свежих стружек.

 Но есть и сокровенная, если угодно мистическая, сторона того факта, что Иосиф – муж девы Марии – был плотником. Дерево в Библии – один из главных символов. Не будем подробно разбирать все Писание в этой связи, для этого пришлось бы обращаться к многотомным трудам многих ученых мужей. Скажем только, что с дерева, по сути, начинается тот путь человечества вниз, то падение, остановить которое и пришел Спаситель. Адам и Ева по наущению змея вкусили плод от Древа Познания. Христос искупил грехи всего падшего человечества – потомков Адама и Евы – будучи распят на Кресте. И этот Крест мы называем «животворящим», потому что на нем была побеждена смерть. И вот между этим Древом Познания, ставшим для отступивших от Бога людей древом смерти, и Древом Жизни – Крестом Распятия – столько всего… И горящий куст, та самая Неопалимая Купина, из которой Бог говорил с Моисеем. И бесплодная смоковница. И еще – деревья, с которыми работал Иосиф, а потом Христос, превращая природное естество в нечто потребное человеку, близкое к человеку, прошедшее через труд человеческих рук. Рук «земного папы» Иисуса и Самого Сына Человеческого.

 Подвиг умаления

 По-настоящему осознать, прочувствовать глубину жизненного подвига Праведного Иосифа в полной его мере, мы, наверное, не сможем никогда. Быть «как бы» отцом Божественного Сына, умалить «свое», чтобы возвысилось Божье, и не однажды – а в течение многих лет – ведь это совсем не просто. Нам иногда представляется жизнь Иосифа, его роль в судьбе Иисуса Христа как что-то «само собой», «а как же иначе». Конечно, мы не можем задать себе вопрос: «А как бы мы поступили? А смогли бы мы?» – как говорится, – это не тот случай.

 Но в связи с подвигом Иосифа приходит на ум подвиг другого героя священной истории – Иоанна Крестителя. И его слова, запечатленные в Евангелии можно приложить и к жизненному служению Иосифа Обручника. «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3, 30).

 Может быть, в этом и есть причина того, что мы так мало знаем об Иосифе? Как писал Иосиф Бродский: « …жизнь продолжается, так как века // одних уменьшают в объеме, пока // другие растут – как случилось с Тобою».

 Да, быть святым Иосифом, познать его опыт не сможет никто из нас никогда. Рождение Иисуса Христа – Предвечного Бога во плоти – произошло однажды и навсегда. Но каждый из нас, земных отцов своих земных детей и тех, кому только предстоит стать отцами – неважно, через неделю, месяц или сколько-то лет, – может поставить перед собой другой вопрос, тоже очень важный. А смогу ли я быть таким отцом, чтобы о моем ребенке мир знал гораздо больше, чем обо мне? Чтобы на первое место выходил ребёнок, чтобы можно было сказать: «он – отец такого-то или такой-то». Предвидя возможные возражения (дескать, «зачем это вообще нужно, чтобы мир знал о твоем ребенке»), оговоримся: речь идет вовсе не о тщеславии. Нет, речь о другом. О том, чтобы быть таким отцом, который всего себя без остатка отдает своей семье, своему ребенку. И если этих детей много – каждому из них. Всего себя. Без остатка.

Тогда можно будет всерьез говорить уже и о любви к Богу.