Воспитать из мальчиков мужчин помогут швертботы
Летом Богородское благочиние планирует провести лагерную смену для ребятишек, желающих освоить азы парусного спорта. Для того чтобы дети могли реально чему-то научиться, в настоящее время создается флот. За два с половиной месяц построено 13 судов. Все они сделаны руками одного человека – мастера Владимира Александровича Благодатских, для которого строительство лодок не просто профессия и увлечение, а жизненная философия.
- Владимир Александрович, на лодках какого типа ребята будут учиться ходить под парусом?
- Когда перед нами встала задача выбора максимально надежного и безопасного плавсредства, мы с отцом Михаилом Яловым, а лагерь на воде - это его идея, остановились на варианте швертбота типа «Оптимист» со шпринтовым парусным вооружением. Единственное, мы решили несколько увеличить параметры классической модели. Во всех концах света ребята, мечтающие стать яхтсменами, моряками, корабелами, начинают с этих удобных и маневренных лодок. Корпус такого судна шьётся из трех листов фанеры– двух бортов и днища. На носу и корме эти листы соединяются транцами – поперечными рамками. Посередине лодка имеет ещё одну поперечную рамку – шпангоут. Транцы и шпангоут составляют основу прочного каркаса корпуса. Поскольку судно у нас плоскодонное, чтобы не было сноса при ветре, для дополнительной устойчивости лодка оснащена швертом. На килевых суднах эту задачу выполняет киль, а здесь его нет, поэтому мы ставим выдвижной плавник, играющий его роль. В центре днища есть гнездо для установки мачты, на бортах – уключины. Наше судно комбинированное, на нем можно ходить и под парусом, и на веслах. А для того, чтобы в случае переворота его можно было поставить на ровный киль, имеются пенопластовые блоки плавучести.
- На сколько человек рассчитан этот швертбот?
- В весельном варианте в лодке помещаются три ребенка или взрослый и ребенок. В парусном – один человек, потому что ему надо будет постоянно двигаться: ставить парус, поднимать его, управлять им, иначе навыков управления парусным судном не получишь. Задача начинающего яхтсмена - научиться соединять ветер с тканью паруса и если не подчинить себе эту водно-воздушную стихию, то хотя бы попытаться вплотную приблизиться и изучить, чтобы понять, как человек может с ней сосуществовать. Для парней это очень важно. Как мне кажется, если мальчишки не мечтали на заре юности о парусах, значит, перефразируя Владимира Семеновича Высоцкого, «не те они книги в детстве читали». А вот когда ребята научатся управляться с парусным вооружением швертбота, тогда уже можно будет обучать их работать в команде на большем судне, типа шхуны.
- Сейчас, пожалуй, не многие дети проводят так свое время, предпочитая компьютерные игры и социальные сети…
- Да, Вы правы. Раньше, во времена моего детства, мальчишки не боясь, играли в хоккей, футбол, плавали, по деревьям лазали. Конечно, мы набивали синяки и шишки, ходили в ссадинах и царапинах, но вырастали ловкими и сильными, уверенными в себе людьми. Мы вошли во взрослую жизнь с ощущением: я умею, я знаю, я могу. Даже на фотоснимках того времени у всех ребят плечи развернуты, корпус прямой, глаза бесстрашно смотрят вперед. А нынешние детки? Первую половину дня они сидят за партой, а вторую – за компьютером. Отсюда сгорбленные спины, сутулые, сколиозные позвоночники, потухший, отстраненный от реальности взгляд. Откуда в таких возьмется уверенность в своих силах? А ведь корень слова «уверенность» - вера. Если есть вера, то ты можешь все, а если ее нет - тебе на что опереться. К сожалению, нынешнее поколение молодых людей ущербно в плане жизненного существования. А ведь первое, что должен уметь парень: защитить слабого. Изначальное предназначение мужчины, его главная жизненная задача – быть защитником. Он всегда должен быть начеку, готов к риску, ему надо тренироваться в этом. И чем раньше мальчик начнет в этом упражняться, тем больше у него шансов вырасти настоящим мужчиной. Почему в давние времена мальчишкам, как только они подрастали, давали меч? Конечно не для игры, а чтобы они привыкали, готовились к выполнению
своего долга. Такой подход дает ребенку возможность сформироваться как личности.
- Где вы научились мастерству корабела?
- В селе Дединово Луховицкого района, что на реке Оке. Там некогда располагалась первая государственная строительная верфь и был спущен на воду первый корабль Российского военного флота «Орел». Местные дединовские мастера – в массе своей бывшие новгородцы - ушкуйники, высланные из Великого Новгорода за пиратство на пути «из варяг в греки». Перебравшись поближе к Москве, бывшие ушкуйники быстро освоили новые места и поняли, что килевые суда с глубокой осадкой, подходящие со стороны Нижнего Новгорода, не могут пройти четыре переката, преграждавшие им дорогу вверх по течению. Корабли надо было разгружать, переносить груз на повозки, потом снова грузить другое судно, стоящее выше по Оке. По тем временам водный путь был самым главным. Все доставлялось по артериям русских рек. Вот те самые дединовцы и придумали делать плоскодонные суда, легко проходящие через пороги, чтобы не устраивать канитель с гужевым транспортом, а перевозить купеческий товар по воде. Из тех мест пошел весь речной флот. Судостроителей из Дединова звали повсюду, где требовались надежные корабли - от берегов Волги до реки Чусовой. А когда Петр Первый основал Северную столицу, он 200 человек судостроителей вместе с семьями вывез из этого села. В поселке Рыбацкое под Петербургом и сегодня стоит памятник дединовцам, построившим питерскую судоверфь.
Однажды на конгрессе по морскому наследию России я делал стендовый доклад по уникальной технологии изготовления долбленых челнов, разработанной окскими умельцами. Судостроители-профессионалы были поражены, когда я рассказывал, что дединовцы не долбили лодку из одного ствола, как это делалось повсеместно, а собирали ее из девяти частей. Сначала выдалбливали форштевень, затем делали водорез кормовой, потом щёки прокладывались черемуховой лозой и затем собирались на скобки… Это забытая нами история, которую перекроили и внушили нам, что флот начался с Петра Первого. Да если бы его отец Алексей Михайлович Романов не создал на Оке первую российскую судоверфь – ничего бы Петр не выстроил. И мне очень бы хотелось, чтобы люди узнали правду о той, допетровской эпохе. Моя мечта - создать музей окского судостроения.
- Так вы планируете вернуться в те края? Значит, закончите для наших ребят лодки строить и уедете?
- Скорее всего, да. Меня приглашают в разные места. Еще недавно я был в Вытегре, на Онежском озере. Два месяца учил сельских ребят прямо в школьной мастерской строить лодки, чтобы у них в руках появилась специальность и перспектива не спиться, как большинство мужиков в российской глубинке, а обеспечить будущее своей семьи. Лодки ведь в озерном краю всем нужны. Тем более, деревянные, которые в отличие от железа не шумят, что для рыбака крайне важно. Сейчас меня приглашают в Воронеж, там тоже батюшка в одном из храмов хочет водный лагерь сделать. Зовут и в Кронштадт, в школу с морским уклоном. Опять же в Коломне местный исторический клуб мечтает построить двухмачтовую шхуну. А в Ступино есть масштабная идея воссоздать древнерусскую деревянную ладью. Правда, там не вполне понимают, что для этого надо соответствующее помещение, материалы, печь, где парить доски, чтобы их выгнуть в трех плоскостях. Но если все это будет мне предоставлено - я с радостью возьмусь за дело. Ведь как было бы хорошо, если повсеместно создать кружки и лагеря, в которых ребят научат управляться с парусом и веслами. Гребля отлично развивает мускулатуру, дает человеку правильную осанку, без которой нет ни здоровья, ни ощущения уверенности в себе. Раньше везде были яхтклубы, как, впрочем, и система ДОСААФ, и игра «Зарница», которые тренировали ребят, как на физическом уровне, так и в плане развития личности. Сегодня все это, увы, разрушено. Сегодня разрушен институт семьи, а значит воспитанием детей никто не занимается. Женщинам внушается, что мужчина им абсолютно не нужен. Мужчин спаивают или же делают из них инфантильных существ среднего пола, ни к чему не способных и ничего не умеющих. А если мальчишку научить работать с деревом – у него в руках будет специальность. Все ведь компьютерщиками не станут, строители же требуются всегда и везде. И я бы с радостью учил ребят своему ремеслу, но, увы, в этом заинтересованы единицы. Хотя мне многого не надо. Знаете, есть такая морская поговорка: у деревянного бушлата карманов нет. Просто хочется оставить после себя добрые следы – вот и мотаюсь по матушке России, где храмы восстанавливаю, где лодки строю.
подготовлено пресс-службой Богородского благочиния