Храмы должны перейти в собственность Церкви
Наш сегодняшний собеседник – сотрудник Епархиального отдела по реставрации и строительству, настоятель Троицкого храма села Ивашево протоиерей Алексий Смирнов рассказывает о новшествах законодательства, касающихся управления церковной недвижимостью и учетной политики в этом вопросе.
- Отец Алексий, имеются ли на сегодняшний день в Богородском благочинии некогда разрушенные и до сих пор не восстановленные храмы?
- Слава Богу, нет. В только что изданной благотворительным фондом по восстановлению порушенных святынь Московской Епархии альбоме, где представлены 253 храма Подмосковья, нуждающиеся в реставрации, нет ни одного, относящегося к нашему благочинию. Все храмовые постройки, возведенные 100 и более лет назад, то есть представляющие исторический интерес, и так или иначе пострадавшие в годы безбожного политического режима, у нас восстановлены. Другой вопрос, что, поскольку все они являются памятниками архитектуры разного уровня – федерального, регионального или местного, - на их приходах лежит большая ответственность по сохранению этих зданий, четко прописанная в охранных обязательствах. Причем, эта ответственность лежит не только на приходе и благочинии, но и распространяется на всю Церковь.
-Тогда что в настоящее время для нашего благочиния является наиболее актуальной задачей в деле управления церковной недвижимостью?
- Первоочередная задача на сегодняшний день – юридически оформить права всех приходов. Совсем недавно это было проблематично, потому что далеко не все федеральное имущество могло быть передано Церкви, но сейчас принята новая программа, согласно которой во много раз увеличен список храмов, на которые РПЦ может заявлять права. Буквально в январе 2015 года были внесены поправки в федеральный закон №327 "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности". Теперь финансирование и восстановление памятников культуры может быть не только федеральным, как это было раньше, но и региональным и даже из местного бюджета, на уровне поселковой администрации. Обновленный закон хорош еще и тем, что упрощает не только восстановление храмов, но и позволяет производить работы по благоустройству прилегающей к ним территории.
-Сколько храмов благочиния сегодня находятся в собственности Церкви?
- На настоящий момент в собственность оформлены всего два храма – Богоявленский собор и Никольский храм в селе Макарово. Остальные переданы или передаются, поскольку этот процесс идет и сегодня, в безвозмездное срочное пользование на время существования прихода. Надо понимать, что подобный статус – однозначно промежуточный вариант. Следующим этапом рано или поздно будет все же оформление в собственность. Потому что в случае безвозмездного пользования мы - клир и прихожане — пусть и не ограниченны по срокам, но по закону остаемся всего лишь пользователями, которым в случае крайней необходимости всегда можно найти причину для отказа от государственного, по сути, имущества. А собственник- это хозяин.
- Но ведь есть здесь еще такой момент: если храм находится в ведении государства, то он, как памятник архитектуры может претендовать на средства из федерального бюджета, необходимые для тех же ремонтных работ?
- На самом деле участие в федеральных программах в связи с сегодняшней финансовой ситуацией в стране большая проблема. Да, еще несколько лет назад для храмов, признанных памятниками архитектуры федерального значения, существовала программа, финансировавшаяся из госбюджета, но деньги на нее всегда выделялись неохотно, а разного рода кризисы подрубали под корень и без того скудное финансирование. Кроме того, чтобы претендовать на участие в ней, надо было подавать не только прошение, но и проектно-сметную документацию, которая стоит больших денег и далеко не каждый храм мог себе это позволить. Скажу больше, практика показала, что при рассмотрении прошений скромный сельский храм в единичных случаях выдержал сравнение с каким-нибудь именитым монастырем. Комиссия, как правило, поддерживала известные широким массам святыни, а остальным перепадали в лучшем случае какие-то крохи. Так что, насколько я знаю, храмы, обладающие какими-то возможностями, и ранее и сегодня возрождались и восстанавливались самостоятельно, без участия государства- силами приходов и жертвователей.
-То есть восстанавливают святыни «всем миром», как это было в давние времена?
- Вы знаете, не совсем так. Подобная ситуация, когда существовало целое движение по восстановлению храмов, верующие сами по себе собирались, договаривались, и дружно взявшись за топоры, как могли, отнюдь не всегда в верных пропорциях, восстанавливали свои церкви, чтобы потом в них молиться, сегодня не актуальна. Во-первых, потому что, исходя из все тех же охранных обязательств по отношению к памятникам архитектуры, непрофессиональный ремонт в них недопустим. А во-вторых, сегодня немного другие времена. Это тогда крестились по 100 человек в день, и каждый помогал, чем мог. Разумеется, жертвователели есть и сейчас, и не по одному на приходе. О них может рассказать настоятель любого храма, и без их деятельного участия бы вряд ли у нас в благочинии была столь благостная картина. Не все представляют, что в наше время требуется очень много средств, чтобы содержать храм – платить за свет, газ, ежедневный ремонт и прочее, прочее. Так что без пожертвований, которые делают состоятельные благотворители, просто не обойтись. А вообще, потребность в духовной жизни есть у каждого человека, какой бы пост он ни занимал и какими бы средствами не владел. Это, можно сказать, изначальное свойство человеческой души. Поэтому стараются участвовать в жизни прихода и помогают по мере своих возможностей самые разные люди - и богатые, и бедные. Кто-то может принести деньги, кто-то может прийти и убраться в храме, кто-то — цветами украсить, кто-то — в юридических вопросах помочь... А Господь приемлет всякую жертву, приносимую от чистого сердца, и мы, священники, всегда от души благодарны всем, кто помогает!
материал подготовлен пресс-службой Богородского благочиния