Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

О катехизации перед Крещением

04.03.15

В наше время Церковь отходит от сложившейся в советское время традиции совершения Таинства Крещения без катехизации, то есть предварительной подготовки, которая призвана помочь уверовавшему в Бога человеку в обретении основ православного мировоззрения. О том, как это происходит на практике, рассказывает клирик Богоявленского собора Ногинска священник Артемий Колягин.

- Отец Артемий, как сегодня выглядит система катехизации на практике?

- У нас в Богоявленском соборе, в соответствии с благословением Святейшего Патриарха, установилась практика трех огласительных бесед для желающих креститься или крестить своих детей. Несколько священников, несущих это послушание, в том числе и я, еженедельно по пятницам в шесть часов вечера проводим занятия с желающими принять Таинство Крещения. Мы раскрываем им основные понятия: что такое Христианство и Кто такой Христос, во что веруют православные, зачем нужны Таинства, каковы Заповеди Божии,  то есть даем ответы на самые важные вопросы, без которых духовная жизнь невозможна в принципе. Делается это для того, чтобы человек понимал, во что он крестится, какую веру  предлагает своему ребенку. Многие из тех, кто намеревался приступить к Таинству Крещения полуосознанно, допустим, подчиняясь общепринятой традиции крестить новорожденных, на подобных беседах обнаруживает для себя очень много интересного, им приоткрывается дверь в другой мир.

Однако довольно часто бывает, что люди приходят к тебе и умоляют: «Батюшка, вот мы очень хотим креститься, но по такой-то уважительной причине у нас нет возможности посетить все беседы, что нам делать?» И если ты видишь, что люди готовы, чувствуешь их искренне желание и понимаешь, что они решились на этот шаг сознательно, не ради какой-то корысти, то идешь им навстречу. Тем более, если люди уже приложили некоторые усилия, чтобы подготовиться, скажем, прочитали Евангелие, специальные брошюры или статьи о крещении. Но и в подобных экстренных случаях, разумеется, мы всегда беседуем с человеком. А после совершения Таинства всегда рекомендуем почитать книги, раскрывающую суть Христианства. Какие? В первую очередь - Евангелие от Марка с комментариями протоиерея Алексия Уминского, «Толкование на Евангелие от Марка» священномученика Василия Кинешемского,  «Письма» игумена Никона Воробьева, «Моя жизнь во Христе» святого праведного Иоанна Кронштадтского, труды святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова), «Письма Валаамского старца схиигумена Иоанна», книги игумена Петра (Мещеринова). Это пища для души, особенно для новоначальных, без нее сейчас не обойтись, потому что сегодня люди воспринимают все через информацию – посредством зрения и слуха.

-Были ли случаи, когда вы отказывали в Таинстве Крещения?

- Изредка, но такое происходит. В каждом случае нужно разбираться отдельно. Поэтому первый вопрос, который мы задаем желающим креститься  – что сподвигло человека на этот шаг, какие цели он преследует? Хорошо, если ты  почувствовал, что Христос стал  твоей жизнью, искренне поверил Богу и хочешь участвовать в церковных Таинствах и богослужениях. Но зачастую люди крестятся, потому что кто-то посоветовал: «Покрестись, станет легче жить».  А иногда приходят с намерением креститься «для защиты от сглаза», например, или для того чтобы к ним «порча не пристала». Одно из самых распространенных заблуждений – надо крестить ребенка, потому что все так делают. А что входит в это «надо» – человек не понимает,  и вот в процессе бесед мы стараемся разбить эти стереотипы, развенчать поверхностное, формальное представление о крещении, призываем и крестных, и родителей поучаствовать в церковных Таинствах – покаяться, причаститься. Объясняем, что жизнь христианская с момента крещения только начинается - это отправная точка пути. Что своими силами бороться с грехом человек не может. Задаем вопрос: как вы можете ставить ребенка на непростой, но единственно верный путь Христианства, если сами по нему не идете? Призываем - давайте, становитесь вместе с ним. И довольно часто крещение ребенка служит толчком к воцерковлению его родителей и крестных. Они начинают ходить в храм, приносить младенца к Причастию. Это всегда очень радостно.

Но  бывает и по-другому. Вот недавно ко мне подошла пара с просьбой крестить новорожденного, но когда стали разбираться, то выяснилось, что отец малыша мало того, что не крещеный, но и не собирается жениться на матери своего ребенка. Причем, на мое предложение – начать жить по христианским нормам, то есть самому  креститься, затем обвенчаться, или хотя бы заключить официальный брак, люди начали возмущаться, дескать, нам всего-то надо было ребенка покрестить, а вы нас тут заставляете всю жизнь менять. Пришлось им отказать, потому что если родители – люди далекие от Церкви и даже в Бога не веруют,  нет абсолютно никакого смысла крестить их ребенка.  

- А нужно ли людям воцерковленным пытаться проповедовать, вовлекать других в Православную веру, рассказывать о счастье быть христианином?

-  Если спрашивают, то надо отвечать. Когда слово посеяно – оно само даст всходы.

 Как апостол Павел говорит: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением»(1Петр. 3,15). Так что рассказывать желающим узнать, во что и как мы верим – наша святая обязанность. Но здесь главное – не переборщить, не нужно навязывать свои взгляды. Если человека неволить, заставлять, нудить ему постоянно: пойди, сходи, окрестись, помолись…  - как правило ничего хорошего из этого не выходит. Никому не понравится, когда  навязывают чужую волю. Вспомните Священное Писание,  Христос обличает фарисеев, которые обходят «море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случиться делаете его … вдвое худшим вас» (Мф.23,15). Это и о том, что если мы сами превратно понимаем Христианство, то такому же превратному пониманию научим другого человека. И не только не введем его в Царство Божие, но можем увести совсем в противоположную сторону. Поэтому к миссионерству  очень осторожно надо подходить. А еще бывает, что человек хотя и правильно понимает суть Христианства, но такой имеет взрывной темперамент, и чуть что не по нему – сразу же начинает выходить из себя, кричать, вплоть до оскорблений. Таким опытные в духовном плане батюшки  советуют – помолчи, тебе лучше не говорить.

Мы ведь проповедуем не только словом, но и делом. И люди - ваши домашние и сослуживцы - все равно видят как меняется жизнь человека после того, как он начинает ходить в храм. Он становится лучше, добрее, смиреннее, у него появляется христианская любовь (или не становится, не появляется — бывает и такое, и окружающие тоже хорошо это замечают). И тогда уже люди сами задают вопросы, а где вопросы - там и ответы. И в такой ситуации ваш ответ уже является проповедью, только проповедью целевой, а не навязанной. Я убежден, что каждый  православный в свою меру является миссионером. Первоначальные сведения о вере может рассказать любой прихожанин, а потом, если кто-то заинтересовался, он сам придет в храм. И чем сильнее он почувствовал зов Божий, тем дальше продвинется человек по этому пути. Воцерковление, то есть вхождение в Христову Церковь – это глубоко личный процесс, который занимает всю жизнь.