Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

О грехе аборта

30.01.15

На протяжении пяти последних лет священники Богородского благочиния беседуют  в отделении гинекологии Ногинской ЦРБ с женщинами, решившимися на аборт. Как проходят подобные беседы и насколько они действенны? На эти и другие вопросы отвечает клирик Богоявленского собора Ногинска священник Олег Сиротенко, который вместе с четырьмя другими батюшками несет это послушание. 

- Отец Олег, за сколько времени до операции искусственного прерывания беременности вы приходите с беседой к женщинам, решившимися на нее?

-К сожалению, мы имеем возможность поговорить с подобной категорией пациенток только непосредственно перед абортом, где-то за полчаса, не более. И понятно, что этого времени им абсолютно недостаточно, чтобы изменить свое решение. Однако, по-другому не получается. Хорошо, что у нас, в Ногинской ЦРБ батюшек вообще пускают с беседами к этим женщинам. В Москве, например, все гораздо жестче, там священникам запрещено входить в палаты  готовящихся к такой операции, это считается нарушением свободы личности. У нас, конечно, тоже некоторые из дам начинают скандалить, мол вы не имеете права, это противозаконно, вы вторгаетесь в личное пространство... А другие, завидев священника, сразу же убегают, прячутся. Но мы-то знаем, что все женщины, к которым мы пришли - несчастные, измученные, находящиеся на грани нервного срыва. Большинство из них прекрасно понимают, какой страшный поступок совершают, и криком они пытаются заглушить в себе голос совести. Просто те, кто понаглее, проявляют агрессию, более адекватные тихо плачут. Нам, священникам, всех их по-своему жалко.  Мы утешаем тех, у кого действительно беда. Одним подсказываем, как нормализовать отношения в семье, на каких принципах нужно ее строить. Другим - как выбирать мужа. Не по-плотски – понравился, в кафе сводил, денег дал, горы золотые наобещал, а по степени ответственности, доброте, общности систем жизненных ценностей.

- Сколько пациенток ЦРБ, по вашим личным наблюдениям, решили отказаться от искусственного прерывания беременности после разговора с батюшкой?

- По моим подсчетам, из 1000 женщин хорошо, если 10 решили оставить ребенка после подобной беседы. Точнее, тех, кто под впечатлением слов батюшки встает и уходит  домой, гораздо больше, но, насколько я знаю из разговоров с врачами, через несколько дней большинство из них все же возвращаются и делают аборт. Так что эффективность подобных бесед невысока, что мы, священники, несущие это послушание, поняли сразу же. На самом последнем, трагическом этапе, которому предшествовали множество ошибок и неверных шагов, мы уже не можем их отговорить. Это практически не реально. Человек, оказавшись в безвыходной ситуации, пережил сильнейший стресс- зачастую предательство любимого, неприятие родителей, настрадался, вымучил это решение. И менять его слишком поздно. Но, по крайней мере, я надеюсь, что эти женщины не допустят следующего аборта. А вот если беременная еще сомневается –рожать или нет, тогда шанс уберечь ее от совершения греха возрастает многократно. У меня пару лет назад в нашем Богоявленском соборе был такой случай. Подходит ко мне девушка и просит ни больше ни меньше, как благословить ее на аборт, мол ни денег, ни мужа, ни здоровья нет. Я, как мог, отговорил ее от опрометчивого шага. А где-то год спустя, когда я и думать забыл про тот случай, ко мне на исповедь пришла пожилая женщина и после отпущения грехов, спросила, помню ли я, что год назад отговорил такую-то от аборта, - и обрисовывает мне ту девушку. Оказалась, что это была ее дочь, и сейчас у той все хорошо, жизнь наладилась, а в семье все несказанно рады новорожденному малышу. Мне было очень приятно.

- Выстраивая свои беседы с женщинами, собирающимися избавиться от нежелательной беременности, вы апеллируете к аргументам христианского вероучения или же медицинского плана?

- Как правило, я прибегаю и  к тем, и к другим доводам, увещеваю и со стороны духовной, и со стороны медицинской. Иногда просто рассказываю случаи из жизни, поскольку я как священник неоднократно исповедовал женщин, которые в юности сделали аборт, оправдывая себя тем, что ни денег не было, ни мужа, да и учебу не бросишь. Когда же они достигли карьерных высот и удачно вышли замуж, то, потратив уйму средств на врачей, так и не смогли родить ребенка, а без детей какое счастье? Они уже все поняли, искренне раскаялись, но, увы, ни молитвы, ни паломничества не помогают. Это расплата. А бывает, женщины в возрасте каются в том, что в молодые годы не захотели иметь второго ребенка, считая, что одного вполне достаточно. Но впоследствии с сыном или дочкой произошло несчастье, или единственное донельзя избалованное чадо пошло по кривой дорожке, муж ушел или умер, а она осталась одинокой и никому не нужной. А был бы второй-третий ребеночек, которого она не стала рожать – и, глядишь, радовалась бы на старости лет внукам.

- Отец Олег, насколько, на ваш взгляд, в этом женском грехе виноват мужчина?

- Разумеется, виноваты оба. И во многом мужчины даже в большей степени, потому что они сильнее, они призваны быть защитниками более слабых – женщин и детей. Но у тех женщин, кто идет на аборт, чаще всего не мужья, а в лучшем случае –сожители или вообще случайные партнеры. И такие мужчины, как правило, уходят в тень. У них нет фундаментальных принципов, он сегодня с одной, завтра с другой. Их коронная фраза «Ребенок –это твоя проблема». Так что основная ответственность ложится на женские плечи.

Я много раз общался с мужьями женщин, идущих на аборт. Некоторые из них сидят в больничных коридорах, ждут. Я подходил, разговаривал, спрашивал: «Ты знаешь, что сейчас переживает твоя жена? Как из нее по кускам выдирают вашего ребенка?» Иногда, чувствуется, что испытав шок, мужчина всерьез задумывается о своей ответственности, точнее безответственности в подходе к вопросу зачатия. Но встречаются и такие, кто заставляет жену идти на аборт, вплоть до угрозы развода, дескать, еще один рот не прокормлю, зачем плодить нищету и так далее… Насчет нищеты – это самая стандартная отговорка, что у женщин, что у мужчин.

- А вы считаете, что сегодня, когда народ в массе своей едва сводит концы с концами, отсутствие средств для нормального уровня жизни не является препятствием для рождения  ребенка?

- Это смотря какие в семье приоритеты и жизненные принципы. Если важнее материальный  достаток, карьера, деньги, престижный автомобиль, возможность отдыхать или путешествовать - это одно. А если для мужа и жены главное - любовь, забота друг о друге, стремление взять на себя тяготы своего супруга, открытые сердечные отношения, общее устремление к истинным ценностям - это совсем другое. На самом деле, сегодня в нашей стране от голода люди не умирают,  просто у всех разные запросы. Как в  пословице - одни считают себя бедными потому, что у них щи пустые, другие - потому что у них жемчуг мелок. В любом случае, как бы ни было тяжело материально, обычно Господь посылает на ребенка.

- Можно ли отмолить грех аборта?

- В народе бытует ошибочное мнение, что если после аборта священник прочитает над женщиной молитву «Егда извержет младенца…», то этот грех прощается. Однако, на самом деле такое чинопоследование  употребляется, когда мы молимся, чтобы Господь простил женщину в случае выкидыша, случившегося непроизвольно, из-за проблем со здоровьем или же по неаккуратности, но никак не в случае сознательного прерывания беременности. Чтобы Господь простил тебя за убийство собственного ребенка, нужно совсем другое. Начнем с того, что истинно верующая православная женщина никогда не пойдет на аборт. Я встречал тех, кому по медицинским показаниям врачи запрещали рожать, но они решались на этот шаг, рискуя собственным здоровьем, а то и жизнью. А если женщина неверующая, в храм не ходит, не причащается, то какой смысл ей отмаливать грех аборта, когда она слабо себе представляет само понятие греха. Ну, придет она в кои-то веки на  исповедь, наложит на нее священник  епитимью – поклоны, отлучение на какое-то время от причастия. Но все это чисто внешнее, тем более, если она и так до этого годами не причащалась. Так что только воцерковление, искреннее покаяние, твердое намерение никогда больше не повторять этот страшный грех, смиренное перенесение посылаемых Господом скорбей, ведет к прощению.

- Допустимо ли для православной женщины использование контрацепции?

- Православный брак - это священное понятие. Супруги вместе решают, сколько они планируют иметь детей. Делайте, как вы считает нужным, но только не идите против заповедей, не убивайте. Контрацепция однозначно лучше чем аборт. Это меньший грех, нежели убийство. Согласно социальной концепции Русской Православной Церкви, если у женщины уже есть несколько детей, то позволительна неабортивная, то есть не убивающая зародыш контрацепция. А вот убивающая –даже на минимальном сроке после зачатия, как в случае с медикаментозным, химическим абортом, когда достаточно проглотить таблетку –  греховна.

- И завершающий вопрос: имеет ли право женщина прервать беременность, если врачи обнаружили у будущего ребенка какие-то отклонения в развитии? Какова ваша точка зрения?

- Сложный вопрос. Безусловно, больной ребенок - это испытание. Но  такие дети очень бывают нужны семье, благодаря им родители и другие, здоровые дети духовно возрастают. Есть много семей, которые с этим живут, причем  живут радостно. Я знаю одного священника, у которого трое здоровых деток, а четвертый родился с ДЦП, и никакой трагедии из этого никто не делает. А  скольких женщин пугали врачи, что родится неполноценный малыш, а на свет появлялись здоровые, умные, хорошие детки. Так что с  помощью Божией все возможно.


Материал подготовлен пресс-службой Богородского благочиния