Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

Храм святителя Николая в селе Макарово

31.01.24

Более ста лет стоит в Макарове кирпичный храм Святителя Николая. Это четвертая по счету церковь на погосте Пружки, как первоначально называлось место, на котором она стоит. О трех предыдущих постройках в архивах остались лишь весьма скудные сведения.

Первая церковь «древляна, клетски» (т.е. деревянная, срубленная «в клеть» или, иначе, в «четыре угла») во имя прославленного чудесами Святителя Николая была построена  при великом князе Василии III в 1520 году. Следующая – в 1628 году при царе Михаиле Федоровиче Романове, и, наконец, третья – в 1781 году во времена правления Екатерины II. Кроме данных о годах постройки церквей в Пружках, известно еще только то, что все они были деревянные. Можно предположить, что храмы в этом месте стояли и в более древние времена.

6 марта 1881 года простоявшая ровно 100 лет со времен Екатерины II деревянная церковь и колокольня при ней сгорели. Священником Петром Беляевым, старостой Пруженского прихода и прихожанами из семи поселений, входивших в его состав (в т.ч. и деревни Макарово) на имя Преосвященнейшего Алексия, епископа Можайского и викария Московского митрополита, было подано прошение. Подписавшие его выразили намерение построить на месте сгоревшей новую, каменную, церковь во имя того же святого угодника Божия. 17 июня 1881 года Московская духовная консистория выдала разрешение на постройку, а 3 июля того же года ею была выдана на имя крестьянина деревни Боковой сборная книга сроком на один год, в которую записывались пожертвования на строительство.

Закладка нового каменного храма была назначена в день пророка Илии – 20 июля. К этому дню из Богородска были доставлены в необходимом количестве бутовый камень и строительная известь, а из села Мячково – мягкий белый камень. Молебен на основание нового храма при большом стечении народа отслужил благочинный Богородского уезда священник Алексий Орловский. Это священнодействие сопровождалось знамением небесного благоволения и покровительства пророка Божия Илии, когда в момент установки закладного камня сквозь ярко светившее солнце неожиданно полил сильный дождь. В память об этом чудесном событии в Макарове был установлен особый престольный праздник в день памяти величайшего ветхозаветного пророка.

Новый храм в Пружках был построен в соответствии с проектом архитектора Зборжевского. Он представляет собой основанное на каменном цоколе здание из неоштукатуренного кирпича. Декоративное убранство церкви выполнено в духе эклектики и в достаточно сдержанных тонах. Храмовый ансамбль включает в себя выстроенные вдоль одной оси четверик с полукруглой алтарной апсидой, трапезную и четырехъярусную колокольню. Двухсветный четверик покрыт невысокой четырехлотковой кровлей, на которой покоится приземистый граненый барабан с приплюснутой луковичной главкой. Алтарная и трапезная части по высоте значительно ниже четверика. Основной декоративный элемент – фигурные наличники белого цвета, напоминающие собой древнерусскую архитектурную форму XVII века.

Колокольня из-за нехватки средств была построена несколько позднее храма, работы по ее возведению окончились только в 1907 году. Она имеет вид квадратного столпа, увенчивается приземистой шатровой кровлей, а ее средние ярусы выполнены в стиле романского зодчества. Росписи, сделанные в храме в конце XIX века, не сохранились и в настоящее время заменены совершенно новыми. Со временем в Макарове был возведен и придорожный часовенный столб (1916). Он был выполнен в псевдорусском стиле, имел высокую раскрепованную цокольную часть, а его завершение имитировало позакомарное покрытие крестового свода. По проекту в его киотах предполагалось поместить иконы Спасителя, святителя Николая Чудотворца, пророка Илии и преподобного Сергия Радонежского. В настоящее время он восстановлен, но в несколько упрощенном архитектурном варианте.

Служба в новой кирпичной Никольской церкви началась в 1886 году. Как указывается в «Сборнике статистических сведений по Московской губернии за 1899 г.», приход за десятилетие (с 1886 по 1896 год) вырос до 1306 человек при средней численности населения в семи приходских селениях 1377 человек.

В начале XX века деревянные полы в Никольской церкви были заменены сделанной в Харькове на заводе Э.Э. Бергенгейма керамической плиткой. Плитка была очень красива и имела изящный орнамент. Согласно архивным документам 1922 года, в приходской общине на тот момент числилось 845 человек. В 1924 году был сделан ремонт крыши и колокольни.

Закрыли храм в 1929 году, а в 1932 году были сняты колокола. Один из них, по просьбе макаровских жителей, оставили в селе. Его поместили на высокую П-образную опору около пожарного сарая. Колокол прослужил долгую службу, призывая колхозников на работу или на собрания. Рано утром в летнюю пору он будил их на покос. Когда случались пожары, о них узнавали опять же по звону колокола. В ночь с 4 на 5 ноября 1989 года колокол похитили.

В 1930 году в Макарове организовали колхоз. Коров, лошадей в него сдали, а ставить их было некуда из-за отсутствия помещения. Тогда начали строить коровник. По плотницким правилам, чтобы от соприкосновения с землей не гнили нижние венцы сруба, под углы надо поло-жить большие камни. Тут кто-то и подал мысль, что сгодятся плиты с могил. Заодно разобрали и ограду, стоявшую вокруг церкви. Верхнюю часть – металлическую решетку – пустили на изготовление строительных скоб и борон. Кирпич от низа ограды и столбов пошел на устройство печей в скотных дворах.

С 1934 года в самой церкви поочередно размещались: цех по выделке кож, изготовлению значков и брошек, сапожного крема «Гуталин», пуговичная мастерская. Продукция от этих малых предприятий, числившихся за Ногинским райпромкомбинатом, расходилась по всей стране. Свою деятельность они прекратили в 1940 году. В 1941 году, когда немцы вплотную подошли к Москве, в Никольском храме военными были устроены гаражи-мастерские по ремонту грузовых автомашин, прибывавших с фронта. Чтобы машина могла попасть внутрь, боковой вход в церковь расширили. После того, как немецкие войска были отброшены от столицы, мастерские ликвидировали. В напоминание об этом времени в близлежащем лесу осталось более десятка ям, в которые прятали от противника готовые к отправке на фронт машины.

С 1942 года в пустующей Макаровской церкви и в некоторых домах села стал размещаться пионерский лагерь. В церкви располагалась столовая для детей, здесь же проводились торжественные собрания и вечера, по окончании которых обычно бывал концерт. Прекрасная акустика позволяла слышать артиста из любого уголка храма.

В начале 1950-х годов в Макарове расположился военно-строительный отряд. Церковь определили под вещевой и продовольственный склад. На территории вокруг нее разместились казармы, мастерские и другие вспомогательные службы (ямы от них сохранились до наших дней). Единственным наземным строением было здание солдатской столовой. Оно стояло на месте нынешних центральных ворот. Штаб части располагался в десяти метрах от наружной стены алтаря. Коническая бетонированная яма, оставшаяся от фонтана, стоявшего перед входом в штаб, видна и сейчас. Единственным незастроенным местом около церкви оставалось старое сельское кладбище, вход на которое был свободным.

В 1956 году из шлакоблока впритык к церковной стене, с южной стороны, была пристроена кухня. На месте главного входа (паперти) устроили глухой входной тамбур. Солдатская столовая со временем была переведена в помещение церкви. Через два года, в 1959-м, оставив церковь и все строения на произвол судьбы, отряд переехал в Черноголовку.

Жалкое зрелище представляла церковь и окружающая ее территория после отъезда военных: в своде над трапезной зияло большое отверстие от дымовой трубы, был разрушен пол из керамических плиток изумительной красоты, двери и оконные рамы выломаны. Здание церкви с тех пор стояло бесхозным, открытое всем ветрам и атмосферным осадкам. Со стен и сводов стала осыпаться штукатурка с остатками живописи. Храм стоял как немой укор жителям окрестных сел, своим бывшим прихожанам.

Новейшая история Свято-Никольского храма села Макарово началась в ноябре 1990 года, когда в полуразрушенном за годы гонений церковном здании состоялся первый молебен. Этому предшествовало знаковое событие, когда в 1985 году группа энтузиастов из близлежащего города-поселка Черноголовки провела разовую акцию по расчистке храма и прилегающей к нему территории. Конечно, эта двухдневная уборка мало что изменила, но эта инициатива отражала новые настроения, зародившиеся тогда в обществе: уставший за годы безбожной власти народ потянулся к Богу. Ведь если явные, казалось бы, материалисты — ученые, этот основной контингент населения Черноголовки, бывшей в то время исключительно научным центром, – сами пошли расчищать поруганный храм, значит, в обществе что-то действительно стало коренным образом меняться.

Активная фаза восстановления святыни началась на рубеже 1987 и 1988 годов. Именно в это время жительница Черноголовки Инга Здравковна Мицова обратилась к тогдашнему главе города Сергею Милейко с предложением сделать ритуальный зал для того, чтобы можно было, как она сама сказала, «по-человечески попрощаться» с умершими. Ответ на эту просьбу оказался совершенно непредвиденным и явил еще один пример чудесного изменения общественного сознания: руководитель наукограда неожиданно сам предложил заниматься не организацией нейтрального во всех отношениях ритуального зала, а восстанавливать православный храм.

Храм медленно, на первый взгляд, незаметно, восстанавливался. С большим трудом было получено разрешение на создание общины и проведение богослужений. Настоятелем храма стал совсем молодой священник, только что рукоположенный, – отец Вячеслав Перевезенцев. Тогда никто не мог предположить, что за очень короткий срок, при отсутствии постоянных благотворителей, стоящий в уединенном селе храм будет практически полностью восстановлен. Но человек предполагает, а Господь располагает и совершает невозможное, так что уже в ноябре 2000 года церковь Святителя Николая была освящена самим правящим архиереем Московской епархии митрополитом Ювеналием. После освящения Владыка благословил начать строительство приходского дома, в котором могла бы собираться община. Проект был сделан быстро, однако долгое время он лежал невостребованным из-за отсутствия средств, пока один из прихожан не предложил свою финансовую помощь, и во многом благодаря этой жертве дом был все же построен. Его внутренняя отделка была выполнена на средства супругов Усковых. По их же инициативе и на их средства осуществляется капитальная реконструкция всего храма и его поновление.

За двадцать лет, прошедших со дня передачи Никольского храма верующим, восстановились не только «стены», но и образовалась своя приходская община.

В июне 2013 года жители Черноголовки радовались завершению капитального ремонта в Свято-Никольском храме села Макарово, который длился около двух лет. Были выделены средства на полную экспертизу фундаментов и стен, результатом которой стала реставрационная программа по укреплению и дальнейшему сохранению здания. Фундамент храма был укреплен, фасады очищены, восстановлены и обработаны камнеукрепительным и гидрофобным составами, заменена кровля над трапезной, проложена новая электросеть, сделано мощение территории вокруг храма и новое освещение. В храме заменили газовый котел, положили теплый пол и установили новые радиаторы отопления. Построено здание церковной лавки, сделано большое количество необходимых общестроительных, инженерных и отделочных работ.

Древняя традиция возведения храмов подразумевала одновременное проектирование внешнего и внутреннего убранства для соблюдения единого образа церкви. К сожалению, в наше время финансовые трудности приходов зачастую вынуждают настоятелей храмов делать работы по частям и заказывать элементы интерьера в разное время у разных мастеров, что нарушает целостный образ церкви. В ситуации со Свято-Никольским храмом этого удалось избежать. Перед нами уникальный положительный пример, когда весь проект от начала до воплощения в материале выполнен одной мастерской. Внутреннее убранство – пол, врата, двери, окна и решетки, лепные порталы и карнизы, паникадила, иконостас с киотами и, конечно, росписи – выполнено по индивидуальному проекту и составляет единый ансамбль, что делает обновленный храм редким явлением в современном церковном искусстве.

Проект, который начался в феврале 2011 года, был поручен Московской группе художников-монументалистов (Moscow Muralist Art Group, MoMAG). Художники выполнили росписи храма в уникальной и редкой в наши дни технике аl fresco, позволяющей получить долговечный результат и подразумевающей письмо по сырой штукатурке с использованием только минеральных пигментов. Программа росписей утверждалась долго и тщательно: среди них немало сюжетов, которые нечасто встретишь в современных храмах, хотя они являются традиционными для византийской и греческой православной культуры, например, «Сотворение мира» на своде трапезной.

В новом интерьере храма много света и воздуха благодаря светлому мощению пола и новому иконостасу, также решенному в светлом цвете беленого дерева.

Итак, у Свято-Никольского храма села Макарово началась новая жизнь, а черноголовцы могут гордиться тем, что рядом с их городом есть замечательный обновленный храм, являющий достойный образец современного церковного искусства.

Сайт храма: https://hram-chg.ru/ 
Канал в «Telegram»: https://t.me/hram_makarovo 
Страница храма во «Вконтакте»: https://vk.com/hram_makarovo 
Телефон: +7 (916) 512-32-36
Настоятель храма священник Михаил Скворцов.
Адрес храма: Московская обл., гор.окр.Черноголовка, с. Макарово, ул. Лесная д. 6а