Лествица педагогической любви
Доклад директора православной гимназии имени сщмч. Константина Богородского протоиерея Олега Волкова «Культура учителя - культура общества будущего» вызвал интерес у педагогов - участников Рождественских Чтений.
Вопросу личностных качеств учителя во все времена уделялось большое внимание. Ещё апостол Иаков предостерегал: «Братья мои! Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению!» Действительно, человек, не утвердившийся в нравственных началах, не имеет морального права ступать на педагогическую стезю.
Отец Олег обозначил принципы духовно-нравственной педагогики. Это: связь просвещения с жизнью, постоянство процесса духовного совершенствования человека, систематичность и постепенность, иначе логически упорядоченное формирование у ученика целостной системы христианского мировоззрения. Батюшка подчеркнул важность педагогического такта, умения не навязывать свою точку зрения.
Ещё один непреложный аспект настоящего учителя – построение отношений с учениками на основе совместной творческой деятельности. Только в подобных отношениях доминантой воспитания становится личностный подход, абсолютное признание достоинства каждой личности, ее право на свой выбор, собственное суждение, самостоятельный поступок.
Важнейшая задача хорошего учителя - сделать семью своего ученика обязательным участником педагогических отношений, поскольку родители оказывают наибольшее влияние на ребенка, которое либо содействует, либо противодействует раскрытию образа Божьего в нем.
Интересной находкой отца Олега стала составленная им таблица, наглядно демонстрирующая лествицу культурно-нравственного развития личности педагога. По вертикали в ней обозначены показатели духовно-нравственной культуры, соответствующие нормам евангельских заповедей блаженств. А горизонтальные ступеньки лестницы выстроены в соответствии с характеристиками качеств любви, сформулированными апостолом Павлом по степени их возрастания.