Религия – основа культуры
Талантливый художник, настоятель храма Святой Троицы города Электроугли, священник Илия Максимов познакомил педагогов – участников Рождественских чтений с тем, насколько серьёзное влияние оказало Христианство на отечественную художественную культуру.
В своём выступлении он выделил несколько аспектов. Первый – исторический. Год 988 вошёл в историю русского народа как год крещения Руси. С этого времени Православие официально стало государственной религией нашей страны и духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, народный характер, культурные традиции и образ жизни, этические нормы и эстетические идеалы. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с истинной верой.
Второй аспект – нравственный. Здесь отец Илия призвал в соавторы философа Николая Лосского и писателя Фёдора Достоевского.
Первый утверждал: «К числу основных свойств русского народа принадлежит выдающаяся доброта его, она поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанной с нею религиозностью народа». Второй писал: «...народ русский в огромном большинстве своём православен и живёт идеей Православия в полноте. Всё из неё одной и исходит, по крайней мере, народ наш так хочет, всем сердцем своим и глубоким убеждением своим. Преступник и варвар хоть и грешат, а все-таки молят Бога, в высшие минуты духовной жизни своей, чтоб пресёкся грех их и смрад и всё бы выходило опять из той излюбленной "идеи" их».
Актуально в докладе прозвучала мысль о том, что для русских людей защита Православия и Отечества всегда считались священным долгом христианина, потому что в этом случае защищались святыни.
Будучи художником, отец Илия не мог обойти вопрос, определяющий вектор развития искусства в России. Сравнивая отечественную архитектуру, иконографию и живопись с западными аналогами, он доказательно обосновал, что лучшие наши художники и мастера всегда провозглашали единение, обусловленное духовной общностью народа, связанного одной историей, одной культурой, одной верой, одним душевно-духовным укладом. В их основе – милосердие, кротость, мужество, упование на Бога и любовь – те христианские добродетели, которые и составляли самую суть жизни во Христе.
В своём выступлении он выделил несколько аспектов. Первый – исторический. Год 988 вошёл в историю русского народа как год крещения Руси. С этого времени Православие официально стало государственной религией нашей страны и духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, народный характер, культурные традиции и образ жизни, этические нормы и эстетические идеалы. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с истинной верой.
Второй аспект – нравственный. Здесь отец Илия призвал в соавторы философа Николая Лосского и писателя Фёдора Достоевского.
Первый утверждал: «К числу основных свойств русского народа принадлежит выдающаяся доброта его, она поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанной с нею религиозностью народа». Второй писал: «...народ русский в огромном большинстве своём православен и живёт идеей Православия в полноте. Всё из неё одной и исходит, по крайней мере, народ наш так хочет, всем сердцем своим и глубоким убеждением своим. Преступник и варвар хоть и грешат, а все-таки молят Бога, в высшие минуты духовной жизни своей, чтоб пресёкся грех их и смрад и всё бы выходило опять из той излюбленной "идеи" их».
Актуально в докладе прозвучала мысль о том, что для русских людей защита Православия и Отечества всегда считались священным долгом христианина, потому что в этом случае защищались святыни.
Будучи художником, отец Илия не мог обойти вопрос, определяющий вектор развития искусства в России. Сравнивая отечественную архитектуру, иконографию и живопись с западными аналогами, он доказательно обосновал, что лучшие наши художники и мастера всегда провозглашали единение, обусловленное духовной общностью народа, связанного одной историей, одной культурой, одной верой, одним душевно-духовным укладом. В их основе – милосердие, кротость, мужество, упование на Бога и любовь – те христианские добродетели, которые и составляли самую суть жизни во Христе.