Наука – познание истины, а истина есть Христос
Глубокий и увлекательный доклад по теме «Религиозные основы отечественной философской и научной мысли» представил педагогам - слушателям Рождественских чтений - доктор физико-математических наук клирик Богоявленского собора города Ногинска священник Михаил Скворцов.
Предваряя выступление, отец Михаил дал неакадемическое, но, по сути, верное определение: философия – это наука о заблуждениях человеческой мысли. Затем последовал экскурс в историю, в ходе которого выяснилось, что только после победы в Отечественной войне 1812 года в России началось философское пробуждение и мучительное осознание себя, своей веры и своего места в мире.
Мы такие же, как Запад, или иные? Вызванная к жизни столкновением с Западом, русская философия изначально была религиозна. Однако ее религиозность сама во многом была и поиском, и блужданием в потемках, поскольку после раскола 17 века православное христианство было народной верой, а не верой образованного класса.
Священник осветил возникший в 19 веке и не завершенный до сегодняшнего дня спор славянофилов и западников о том, каким должно быть развитие России, какие ценности следует признавать истинными, как оценивать прошлое и настоящее. Разумеется, симпатии докладчика оказались на стороне святоотеческого богословия, выразителями которого были такие мыслители как: протоиерей, профессор догматического богословия Георгий Флоровский, архимандрит, доктор церковных наук Киприан (Керн) и протопресвитер Православной церкви в Америке Иоанн Мейендорф.
Вторая часть доклада была посвящена научному познанию. Довольно смело, учитывая аудиторию – школьные учителя, отец Михаил заявил – кто считает, что человек произошел от обезьяны – тот бесконечно далёк от Бога. А затем в пух и прах, как бездоказательные, вместе с Дарвиновской разнёс «Теорию большого взрыва».
Неожиданно для многих прозвучала мысль, что именно христианство подготовило почву для западноевропейской науки. Доводы в пользу этого утверждения оказались убедительными.
Во-первых, для того чтобы материальный мир стал объектом исследования, он должен быть десакрализован, а центром Христианства являются отношения между Богом и человеком, выводя тем самым мир за рамки религиозного. Во-вторых, научное познание возможно лишь, когда за чередой событий и явлений усматриваются закономерности. За изменчивым временным должно стоять неизменное вечное. Это христианское знание о Боге, все премудро устрояющем. В-третьих, общие законы мироздания должны быть постижимы для человека. Божественное приоткрыто для человека, потому что человек создан по образу Божиему, и потому что именно в человека воплотился Сын Божий.
Таким образом, само появление науки было бы невозможным вне христианства.