Проповедь в Пятую Неделю Великого Поста
Дорогие братья и сестры, наступила 5 неделя Великого Поста. В сегодняшнем евангельском чтении мы видим, как Христос решил без прикровений, а ярко и открыто рассказать о своей земной неудаче, о том, что от него явно не ожидали. Он не станет великим израильским царем, а наоборот, будет осужден иудейскими лидерами, отдан язычникам на поругание и будет мучим и погибнет, и наконец в третий день воскреснет.
На эти слова Иисуса любимые ученики реагируют неожиданно. Они не ужасаются или сострадают его богочеловеческой участи, а обращают внимание лишь на последние слова о Воскресении. По их реакции, становится ясно, что они вняли лишь тому, что все «неприятности», связанные со страданиями и смертью Мессии, будут носить малозначимый характер и пройдут в короткий промежуток времени, а потом Он придет, и накажет своих врагов, устанавливая Свое тысячелетнее Царство, в котором они будут Его «правой» и «левой рукой». «Сыны грома» просто не осознают его как человека, идущего на добровольное страдание ради всего рода людского. Не осознают Его и как Бога, совершающего свое добровольное уничижение - «кенозис», ради все той же цели. Они продолжают верить в него отчасти по-иудейски, как в «великого земного царя израильского», а отчасти по-человечески, как в начальство, служа которому, можно получить вполне понятные и осязаемые преференции.
Как же это нам знакомо и понятно! Мы ведь все, очень часто, просим за любовь к Богу, за исполнение Его заповедей, именно земного благополучия. Если уж не быть Его «заместителями», то хотя бы получить что-то более понятное, чем какие-то «невидимые дары» и жизнь вечную. Мы бываем уверены в прямой зависимости между нашей благочестивой жизнью и земным успехом. При этом не обращаем внимание на многократные свидетельства Христа о нашей ранимости в этом мире, о том, что Господь может дать, а может и не дать земных благ, или дать их не в полной мере, или даже на то, что наша вера в Господа Иисуса Христа может нам принести лишь гонения и страдания на земле.
Мы очень часто относимся к Богочеловеку, как некому языческому храмовому божеству. Приносим в храм свечи, просим в записках помолится о нас, но забываем о главном. Забываем, что путь ко Христу - это прежде всего Встреча с Богом, ведущая нас к «метанойе» –перемене образа мыслей и образа жизни. А эта перемена зачастую не приводит нас к земному спокойствию и благополучию. Нередко все происходит с точностью да наоборот. Вспомним святого сегодняшнего дня – Марию Египетскую. Жила себе и в ус не дула: и плотские удовольствия, и полная радость земной жизни. Но вот Божия благодать коснулась ее. Да- да, именно с этого момента и начались ее семнадцатилетние страдания, подобные, по сути, страданиям Христа. В самом деле, не думаем ли мы, что только для того, чтобы иметь возможность зайти в храм, она «распинала» свою плоть. Сперва происходит встреча души и Господа, и уже как результат этой встречи, возможны такие, поистине, нечеловеческие подвиги. И если оценивать жизнь с точки зрения соотношения праведности и земных благ, то получается, что Мария Египетская, когда стала праведницей, обрела лишь пустыню, жар, холод и голод.
Но вернемся опять к нашему евангельскому сюжету. Спаситель объясняет апостолам, что царство, которого они ждут – это иллюзия. Подлинное Царство Христово меряется совсем иной мерой. В Его будущем Царстве, кто был последним, кто не стремился возвысится в этой жизни, будет первым. Кто же «строил карьеру», не обращая внимание ни на что - будет слугой и рабом. И апостолам, и нам со страниц Божественного Писания, Христос еще раз объясняет, что Его Царство строится на принципах Божественной любви. И подлинные последователи Господа уже в этой жизни должны следовать не законам практического бытия, а божественным заповедям. А заповеди эти для исполнения бывают совсем непросты. Для их выполнения мы должны обрести смирение, и хотя бы частично унять самый главный грех, обжигающий нас – гордыню.
Удивительная деталь: в Священном Писании мы не увидим неких «сверхлюдей». На примере сегодняшнего, как и многих других евангельских чтений, мы видим, что те 12 человек, которых избрал сам Господь, имели те же слабости, которые присущи и нам. И это вселяет в нас великую надежду, что раз им Господь открыл пути в Свое Царство, значит и для нас всех на пути в Жизнь Вечную горит зеленый свет.
Клирик Троицкого храма в г.Старая Купавна священник Валерий Нестеров