Проповедь в 3-ю Неделю Великого Поста
«Ибо слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1 Кор. 1:18-20)
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня в 3-е воскресение Великого поста, когда во всех церквях для поклонения лежит честный Крест Господень, хотел бы с вами поделиться тем, с чем приходилось сталкиваться многим из вас, а любому священнику постоянно - в храм часто приходят люди с просьбой освятить крестик. И когда этот крестик новым куплен в магазине, людьми движет желание, которое хорошо отображено в молитве, читаемой на освящении Креста: «и подаждь Ему силу и крепость, яко да всякий, иже в воспоминание спасительных Твоих страданий, и животворной Твоей смерти, и в сохранение, и в защищение души и тела на себе носить будет, Небесное благословение и помощь в Нем прияти сподобится». Но всякий ли носящий носит знамение Крестное, помня о Христовых страданиях и смерти , помня о любви Отца Небесного: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (от Иоанна гл.3 Ст. 16−17). Это ли является причиной желания носить знамение Креста? Не носится ли Крест многими как «православный амулет»? А именно эта мысль приходит в голову, когда для освящения приносится найденный кем-то крестик, а пришедшим движет заметное опасение что он взял чужой крест и теперь его придется нести за кого-то. А ведь слова о несении креста нас направляют к сегодняшнему Евангельскому чтению: «И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?», и здесь мы видим слова, которые понимают по-разному в зависимости от того, кто что хочет видеть. Одни – «кто хочет идти за Мною, забудь себя, и возьми крест свой, иди за Мною». Другие - «душу можно сберечь и потерять, если есть крест свой, значит есть и чужой». И тогда, может быть, опасения оправданы и обоснованы?
Если посмотреть почти на любой крестик, на нем есть изображение распятия или буквенное надписание имени Христова, а чаще и то и другое. А значит, это Крест Христов. Даже если нет ничего (кресты на храмах не имеют распятия и надписаний, многие надгробные тоже) но навряд ли кому-то придет в голову, что это «чей-то» крест. А значит, как сказано в молитве на освящении надгробного креста, дано Кресту быть « знамением страшным и крепким на вся враги видимые и невидимые, прогнание же и отражение всех козней и прилогов диавольских: твоим людям покров державный, веры утверждение, надежды подкрепление, в битвах победа и во всех добрых делах преуспевание, и всем пред этим знамением Тебе кланяющимся, и молящимся милостивый послушатель, и всех яже ко спасению прошений богатый податель буди».
Как известно, знамением Креста все освящается и подается благословение. Тогда что или кто может заставить Крест потерять силу? Сделать его не благословением, а проклятием? Что может сделать Его не Христовым, а «чужим»? И разве знамения Креста боятся христиане, а не демоны? Поистине безумие! Да обычно в разговоре с теми, кто испугался понести чужой крест, выясняется, что они не прошли мимо лежащего на земле крестика не потому, что это знамение для них святыня, а потому, что он сделан из драгоценного металла. И страх был побежден корыстью. Но чтобы подстраховаться, лучше освятить. Но будет ли такому «верующему» крест в благословение?
А что значит взять крест, и взять крест именно свой? Хорошо сказал святитель Игнатий Брянчанинов: «Это значит, что каждый христианин должен терпеливо переносить именно те оскорбления и те гонения от мира, которые его постигают, а не какие-либо другие. Это значит, что каждый христианин должен с мужеством и постоянством бороться именно с теми страстями и с теми греховными помыслами, которые возникают в нем. Это значит, что каждый христианин должен с покорностью, с преданностью воле Божией, с исповеданием правосудия и милосердия Божия, с благодарением Богу переносить те именно скорби и лишения, какие попустит ему Божественный Промысл, а не другие какие-либо, рисуемые и предлагаемые гордостным мечтанием. Это значит — довольствоваться именно теми телесными подвигами, которые соответственны нашим телесным силам, в которых именно нуждается плоть наша для содержания ее в порядке, а отнюдь не стремиться, увлекаясь тщеславным усердием, по выражению святого Иоанна Лествичника, к усиленному посту, к усиленному бдению и прочему безмерию в подвигах, разрушающему телесное здравие и направляющему дух к самомнению и самообольщению. Кто принял крест свой, отвергшись себя, тот примирился с самим собою, с обстоятельствами своими, с положением своим, внешним и внутренним, тот только может разумно и правильно последовать Христу».
Что значит — последовать Христу? Тот же святитель пишет: «Значит: изучать Евангелие, иметь Евангелие единственным руководителем деятельности ума, деятельности сердца, деятельности тела. Значит: заимствовать свой образ мыслей из Евангелия, настроить сердечные чувства по Евангелию и служить выражением Евангелия всеми поступками, всеми движениями, тайными и явными».
И если для кого-то давно ходящего в храм, сказанное кажется давно известным и не требующим разъяснения, то присмотритесь внимательно: поток таких приходящих не иссякает, и желание «для подстраховки» освятить найденный крестик или доставшиеся по наследству вместе с квартирой после смерти бабушки иконы обычное дело, даже в среде христиан воцерковленных, которые раздают советы. А иногда иконы и книги готовы выбросить как старую чужую мебель, или принести в храм - нам «чужого креста» не надо!
Подводя итог и возвращаясь к процитированному в начале отрывку из 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, хотелось бы призвать вас, дорогие братья и сестры, помнить, что подобное отношение к святыне - безумие, основанное на погибельной «мудрости» века сего, которая отвергнута Богом. Нам же, ищущим спасения, дарована сила Божия - Честный и Животворящий Крест Господень!
Настоятель Троицкого храма г.Старая Купавна протоиерей Алексий Смирнов