Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

Проповедь в Неделю Торжества Православия

05.03.23

«Бога не видел никто, никогда;

Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1,18)

В первое воскресенье Великого поста Церковь празднует неделю Торжества Православия. Празднование это было установлено в честь окончательной победы Церкви над ересями, в частности над иконоборческой ересью.

На Vll Вселенском Соборе было вынесено определение: «Все детские басни и неистовые глумления, и лживые писания, сочиняемые против честных икон, должно отдавати в епископию Константинопольскую,  дабы положены были с прочими еретическими книгами…Аще же обрящется кто таковые сокрывающим…да будет отлучен от общения церковного».  (Правило 9 святого Седьмого Вселенского Собора Никейского) (4)

Догмат иконопочитания исходит из целого ряда системы христианских догматов, поэтому победа Церкви над иконоборчеством, а вместе с тем над всеми ересями и называют победой Православия.

В этот день Уставом Православной Церкви предписывается чтение зачала из Евангелия Иоанна Богослова. (Ин 1,43-51)

В этом отрывке говорится о встрече Нафанаила с Господом Иисусом Христом, о Котором Нафанаилу поведал Филипп как об ожидаемом Мессии. О Нем Господь сказал Моисею: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему. (Втор. 18,18)

Сомнения Нафанаила: «…из Назарета может ли быть что доброе?»,- вполне объяснимы: «…и в мире был и мир Его не познал» (Ин. 1,10)

«Иисус, увидев идущего к нему Нафанаила, говорит о нем: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». (Ин. 1,47)

Господь видел Нафанаила еще под смоковницей, вероятно сердце Нафанаила горело желанием видеть Мессию, и он молился, и Мессия увидел его. Многие задают вопрос: «Почему я молюсь, а Господь не видит и не слышит меня?». Не увидел Господь Бог Адама в Райском саду: «и сказал ему: Адам, где ты?». (Быт.3,9)

Может ли Всеведущий Бог что-либо не знать или что-либо не видеть? По мнению святых отцов Церкви, «под удаленностью от Бога следует понимать нашу лишенность причастности Ему. Как пишет блаженный Августин, Бог спрашивал так Адама «не по неведению, но в обличение человеку, побуждая его обратить внимание на то, где он оказался, когда в нем не стало Бога». Тем самым мы видим, что незнание Бога означает лишь то, что Его спасающей благодати оказывается непричастным одно из сотворенных Им свободных разумных существ- греховный человек. Причем такое Божественное «незнание» осуществляется именно в том случае, если это существо осознанно противостоит самой возможности для себя такой беспричастности, с готовностью пребывая в рабстве греху». (2)

Вот причина того, что Господь не слышит нашей молитвы: «…Он скажет вам в ответ: «не знаю вас, откуда вы, отойдите от Меня, все делатели неправды». (Лк. 13,27) Вероятно нужно поглубже заглянуть в себя. Чтобы узнать причину: где-то там, в глубине моего сердца осталась память о том, кому я простил, но видеть его до сих пор не желаю: «Устами благословляют, а в сердце своем клянут». (Пс. 61,5), но желаю, чтобы Господь услышал или увидел меня. Оставь грех, скажи: «Встану, пойду к Отцу моему…». (Лк. 15,18)

Господь увидел Нафанаила под смоковницей, т.е. познал все его помышления, которые были чисты, познал его веру, его желание будущего служения, показав ему Свое Божественное всеведение.

Нафанаил восклицает: «Равви! Ты – Сын Божий». (Ин. 1,49)

Истинное исповедание Иисуса Сыном Божиим является духовная перемена в жизни человека, которая выражается в том, что он решительно оставляет греховный путь и с Богом в сердце своем начинает жить по заповедям Божиим.

Вера православная очищает, освящает, обновляет оскверненное грехом естество наше и сердце наше. Это происходит в участии в Таинствах Церковных: Таинстве Крещения, Таинстве Покаяния, Таинстве Брака, Таинстве Евхаристии. Все Таинства Церковные доступны верным Церкви Православной, в опровержении ереси, которой некоторые до сих пор придерживаются, те, которые говорят: «Бог у меня в сердце, я дома молюсь и чувствую, что Бог со мной...» Это - заблуждение!

Церковь открыта для всех людей, уверовавших во Христа. В прежние времена даже заключенных приводили в церковь на Страстной Седмице на молитву, исповедь и причастие. Об этом замечательно пишет Ф.М.Достоевский в «Записках из Мертвого дома»: «Арестанты молились очень усердно, и каждый из них каждый раз приносил в церковь свою нищенскую копейку на свечку или клал на церковный сбор. Тоже ведь и я человек, - может быть, думал он или чувствовал, подавая, - перед Богом-то все равны…Когда священник с чашей в руках читал слова: «…но яко разбойника мя прийми…», - почти все повалились в землю, стуча кандалами, кажется приняв эти слова буквально на свой счет…» (3)

Знание человека не бывает полным, пока он не увидит всё своими глазами. «Они сказали Ему: «Равви, - что значит: «учитель»,- где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели…» (Ин. 1,38-39)

Появление  икон дает возможность не только видеть лики Спасителя или Божией Матери, или святых Угодников Божиих, но и дает возможность, взирая на образы, молиться Первообразу, обращаться  со своими благодарениями, взывать Им о помощи, исповедуя Им свои грехопадения всем сердцем своим: «Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего. Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и славить имя Твое вечно, ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего». (Пс. 85, 11-13)

Эта полнота знаний стала доступна с воплощением Сына Божия: «отныне будете видеть небо отверстое и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». (Ин. 1,51)

Аминь.

1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Российское Библейское общество. М. 2008 г

2. П,Ю.Мальков.  Возлюбивший Христа.

Святоотеческие толкования на книгу Иова.- М. Издательство Сретенского монастыря, 2014- 880 с.

3. Ф.М.Достоевский. «Записки Мертвого дома».

М. «Советская Россия». 1983

4. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско- Истринского. Литературный центр православной литературы. 1994 г

Настоятель храма Богоявления Господня в с.Бисерово протоиерей Сергий Дворецкий