Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

Пороповедь в Неделю сыропустную

26.02.23

Во имя Отца  и Сына  и Святаго Духа!

                   Возлюбленные о Господе братья и сестры!               

   Сегодня  в воскресном апостольском чтении мы услышали обращенный к нам решительный призыв святого апостола Павла к духовному обновлению, спасительному и светоносному:

«Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света».(рим.13,12). Святой апостол Павел возвещает нам приближение нового дня и с подлинным нравственным воодушевлением призывает нас отвергнуть дела тьмы и облечься во всеоружие Божие. Подобно древнему римскому воину, мы должны облечься в боевые доспехи, которыми в смысле новозаветной нравственной метафоры являются правда и истина. Ночь есть образ тьмы, то есть нравственного мрака, греха, беззакония, а день есть образ света, то есть образ истины, справедливости и высокого нравственного достоинства. Кто ходит пред Богом  в истине, тот пребывает в свете, а кто пребывает в свете, тот становится во Христе новым человеком, новым творением, ибо перешёл уже из царства смерти в вечную жизнь. Если мы являемся учениками Христа, если мы следуем за Ним в Царство Божие, если мы любим Бога и исполняем заповеди Евангелия, мы становимся новыми людьми и как наследники Царства Божия мы уже здесь на земле стоим на пороге нового мира. Древнее время прошло, теперь всё новое, и «кто во Христе, тот новая тварь» (2 Кор.5.17).

           С того исторического момента, когда в мир пришла Благая Весть, когда в пределах Римской империи началась проповедь Евангелия, когда устами Богочеловека, Господа Иисуса Христа прозвучали обращённые  к  его  современникам  слова: «Покайтесь, ибо приблизилось   Царство Небесное», с этого самого  момента в мире начался грандиозный мировоззренческий и нравственный поворот от неверия к вере, от заблуждения к истине, от беззакония к благочестию, от мрака к свету, от смерти к жизни. С этого момента каждая эпоха в человеческой истории, каждый отдельно взятый народ и каждый отдельно взятый человек в своей индивидуальной свободе стоят перед тем же выбором, перед каким стоял Адам, получивший в раю заповедь  Бога, которую он должен был свято соблюдать. Таинственный смысл этой заповеди был всецело связан с задачей божественного предназначения человека. Замысел Бога о человеке является вечным и неизменным. Человек создан Богом для вечной блаженной жизни. Нарушение заповеди грозило человеку смертью, и об этом Адам был извещен. В судьбе Адама и всего человечества, ведущего от Адама своё начало, заключена непостижимая тайна Божественного домостроительства. Сотворив Адама, Бог создал предпосылку для своего будущего Воплощения, для Своего вочеловечения и неслитного соединения Своей Божественной природы с природой человеческой. И если Адам, проявив дерзновенное преступление заповеди, обрек себя на изгнание, на труд в поте лица своего и в конечном счете на физическую смерть, то Единородный Сын Божий, Творец и Зиждитель  мира, Господь Иисус Христос, придя в мир отравленного человеческим грехом бытия, в мрачную юдоль изгнания и скорби, разделил с человеком его безрадостный и горький земной удел. Христос постоянно подвергался изгнаниям и преследованиям, молился в Гефсиманском саду перед Своими страданиями, «и был пот Его как капли крови падающие на землю» (Лк.22.44). Христос претерпел невыносимые страдания и мучительную крестную смерть. Любовь Бога к созданному человеку, ко всему человеческому роду бездонна и беспредельна. «Крепка, как смерть, любовь» (Песнь Песней,8,6). «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий  верующий в Него не погиб, но имел Жизнь вечную» (Ин. 3,16).        В Своей Божественной любви к миру Бог отдал человеку всё, отдал Себя, и уже не осталось ничего, что было бы им не отдано. И перед этой непостижимостью и беспредельностью Божией милости, Божией благости и любви, весь человеческий род, приведенный Богом  из небытия в бытие и искупленный от вечной смерти крестной смертью Христа, Сына Божия, может лишь изумляться, содрогаться и преклоняться, и проливать умиленные слезы святой благодарности и ответной сыновней любви.

  Мы, дорогие братья и сестры, должны помнить о том, что все заповеди, которые Господь дал человеку, Сам Господь исполнил в их абсолютной  и совершенной полноте. И если в Евангелии Господь заповедует нам: «кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф.5,41), то это означает , что Сын Божий придя в мир, прошёл с человеком не только поприще жизни, но и поприще смерти, став по Своей Божественной  благости  до конца сопричастным к судьбе падшего и отверженного человека, подобно  тому как Он разделил с осуждёнными преступниками шествие на Голгофу и вместе с  Собой ввёл разбойника в рай. В церковных текстах Адам сравнивается со Христом, новым Адамом, райское древо познания противопоставляется древу креста, вкушение Адамом запретного райского плода противопоставляется вкушению Иисусом желчи и уксуса на Голгофе, сон Адама в раю, когда Бог взял ребро Адама для сотворения Евы, противопоставляется смерти Христа, когда Он «плотию уснув, яко мертв», подвергся прободению в ребра Свои копьём римского воина, и когда из них пролились кровь и вода (Ин.19,34), символы Таинств Крещения и Евхаристии, в которых  Церковь как «матерь всех живущих» (Быт.3,20) рождает чад своих для Царства Божия в вечную жизнь. Каждый человек, рождаясь на земле, будучи потомком Адама, подвержен страстям, грехам, смерти и тлению. Но в Таинстве Святого Крещения каждый из нас облекается во Христа, Нового Адама, и становится наследником вечной жизни и воскресения.  Крещение является необходимым условием вечного спасения и, «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3,5). Крещение связано с верой и покаянием. Из Священной Истории мы знаем, что избранный Богом еврейский народ, выйдя из Египта, сорок лет пребывал в пустыне. Так и Христос, выйдя из вод Иордана, удалился в пустыню для совершения сурового подвига поста и молитвы в течение сорока дней  ради нашего спасения. Следуя примеру Христа Спасителя, Святая Церковь призывает нас, дорогие братья и сестры, вступить на святое и спасительное поприще Великого поста, чтобы вместе  со Христом следовать из Галилеи в Иерусалим на Его вольную страсть, чтобы постом, покаянием и молитвой подготовиться к встрече Лазаревой субботы и торжественного праздника Входа Господня в Иерусалим. «Всех радость Христос, Истина, Свет, Живот и мира воскресение, сущим на земли явися Своею благостию и бысть образ воскресения , всем подая Божественное оставление» (кондак Лазаревой субботы). Благовестие апостола Павла удостоверяет всех нас, что Бог во Христе простил всех верных Своих чад. И в этот день, в это Прощёное воскресенье, мы должны простить всех наших ближних.

 Великий пост приближает нас к святым дням Страстной седмицы, когда, «душеполезную совершивше Четыредесятницу, мы сподобимся прославить «неизреченное нас ради смотрение» Господне ( в пяток вечера седмицы  ваий стихира на Господи воззвах), когда во всех событиях Страстной седмицы нам откроется в сиянии неизреченного благолепия и непостижимого величия Божественный лик Христа, Который в Гефсиманском саду, на суде перед Пилатом  и на Голгофе исключительно властью Своей Божественной любви явил победу над смертью, воскрес из мертвых  и после Своей смерти предстал на третий день Своим ученикам, открывшись им в пасхальном событии. «Светлую Воскресения проповедь, от ангела уведевше Господни ученицы» (воскресный тропарь четвертого гласа Октоиха), возвестили ученикам  Христа, и святые апостолы возвестили Благую Весть о Воскресении Христовом многочисленным народам средиземноморской цивилизации, и древняя Римская империя под скипетром святого равноапостольного Константина Великого  преобразовалась в православное христианское царство, преемницей которого стала наша Святая Русь. «Ночь прошла, а день приблизился». Прошла ночь неверия, духовного ослепления и религиозного оскуднения. Приблизился день нашего светоносного и спасительного обновления. Все мы призываемся ходить в свете Божественной благодати и истины, чтобы вместе с Господом Иисусом Христом победоносно восходить в горний Иерусалим и стать наследниками обетованного  Им Царства Небесного. Ему же Царю веков, Победителю смерти, Начальнику нашего воскресения, подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и со Святым, Благим и Животворящим Его Духом всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.  

Настоятель Ильинского храма в с.Мамонтово протоиерей Евгений Жемчугин