Проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры во Христе! Сегодня мы с вами слышали Евангельское чтение о том, как Господь наш Иисус Христос в одной из иудейских синагог учил в субботу.
“Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться”. (Лк.71,10-11).
Господь исцеляет ее, возложив на нее Свои руки. И тут же мы видим негодование начальника синагоги о том, что исцеление произошло в субботу. В этот день покоя иудеям запрещалось совершать какие-либо дела. Милосердие Божие к людям и Его безграничная любовь не вмещалось в ожесточенное сердце этого человека.
“… Лицемер! Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?” (Лк.71,15-16).
Так Господь обличил своих противников в жестокосердии и нелюбви к людям, а все люди радовались о всех славных Его делах.
На этом Евангельском примере Спаситель показал нам, что дела милосердия и помощи людям не могут иметь никаких внешних препятствий и границ. Какими бы действиями не выражалась наша любовь к ближним, нуждающимся в помощи и поддержке, она всегда направлена на принесение им блага. Это происходит потому, что сам Господь благословляет и управляет нашими стремлениями принести пользу человеку. Господь сотрудничает с нами в этом делании. Наши благие, но несовершенные стремления соединяются с совершенным произволением Бога. И таким образом пользу получают все, и получающий, и дающий.
Любовь является вершиной всех человеческих добродетелей, потому что Бог Сам есть Любовь, уничиживший Себя до такой степени, что принял человеческий образ, страдания и крестную смерть, чтобы спасти весь род человеческий от греха, проклятия и смерти.
Наша человеческая любовь очень эгоистична. Она похожа на распустившийся цветок, который скоро вянет. Мы даже не задумываемся над тем, что очень часто ищем воздаяния своим действиям. Ждем и ищем возможность со стороны того человека, к которому они обращены. Наше человеческое ждет награду. Такая “любовь” похожа на торговую сделку.
Сам Спаситель и все Его последователи показывали нам пример истинной Христовой любви, которая ничего для себя не ищет, но отдает себя для служения другим.
Не для угождения человеческим страстям направляет свои усилия носитель такой любви, но для пользы души ближнего своего трудится, единственно желая ему спасения.
Водительство Духа Святого Божьего для такого человека выражается в том, что он точно знает, как ему поступить в той или иной ситуации. Он говорит и делает так, чтобы тот человек, которому помогает, получал не только облегчение в своих страданиях, и радовался, но чтобы эти страдания и радости напоминали ему о том, что они закончатся вместе с земной жизнью. И тогда эта самая наша временная жизнь наполнится памятью о вечном. Тогда мы чаще будем вспоминать о Суде Божием, адских муках, и о том Небесном Царстве, куда мы все надеемся войти.
Нет у Бога никакой неправды. Всякие нестроения в жизни, крушение планов, боль физическая и душевная и всякая кажущаяся несправедливость посылаются Им для освобождения наших душ от укоренившейся там неправды. Очень часто мы видим часть и за этой частью не видим целого. Мы не видим, как что-то теряя в этой жизни и лишаясь исполнения наших желаний, приобретаем гораздо большее. Через разрушение нашего земного, временного мы устанавливаем более близкую связь с Богом, а значит строим наше вечное счастье.
Промысел Божий о человеке заключается в том, что Господь, не насилуя нашу волю, устраивает жизнь таким образом, чтобы подготовить душу человеческую к жизни вечной, к непреходящей радости и ничем не омраченному общению с нашим Творцом.
Аминь!
Клирик Покровского храма с. Кудиново священник Михаил Казначеев