Проповедь в Неделю 24-ю по Пятидесятнице
Дорогие братья и сестры!
На сегодняшнем воскресном богослужении мы слышали притчу Господа нашего Иисуса Христа о милосердном самарянине. Законоучитель спрашивает Иисуса о том, кто является его ближним. Притча и есть ответ на этот вопрос.
Иисус говорит, что один человек спускался из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые его раздели, изранили, и ушли, оставив полумертвым. Надо сказать, что эта дорога была очень опасной. Она была извилистой и пустынной. Разбойники прятались в пещерах и меж холмов. Одинокий путник становился для них легкой добычей. Вероятно, человек защищался, поэтому разбойники чуть не убили его. И вот, той дорогой шел священник. Он увидел несчастного, перешел на другую сторону и прошел мимо. Так же и левит, увидев это, прошел мимо.
Священник и левит – это служители Иерусалимского храма, люди, уважаемые в иудейском обществе. Можно подумать, что они были бессердечны, равнодушны к чужому горю. Но нет, это не так. Прикасаться к мертвому им запрещали строгие правила соблюдения ритуальной чистоты. И вот, они прошли мимо, сохранив свою чистоту, но не вняв Божиему закону любви.
Самарянин же некий, проезжая мимо, увидел страдальца и сжалился над ним. Он перевязал его раны, посадил на осла, привез в гостиницу, и позаботился о нем. Дал хозяину денег и пообещал вернуться и возместить все траты на лечение.
Возможно, среди вас есть те, кто не знает, кто же такие самаряне. Самаряне - это особый народ, живший рядом с иудеями. В свое время Северное Израильское царство было завоевано жестокими ассирийцами. Они выселили оттуда местное население и привели других своих подданных – язычников. Из смешения оставшихся евреев и пришлых язычников и возник этот народ. Они почитали Бога, но вместе с тем, служили и ложным богам.
Иудеи ненавидели самарян. Те, не оставались в долгу. Взаимная злоба и ненависть чрезвычайно усилились после того, как во время пасхального торжества, самаряне осквернили храм, разбросав по его территории человеческие кости.
Вернемся к притче. Слушатели Иисуса Христа должны были быть удивленными и просто ошарашенными, потому что роль доброго и любящего человека была дана презренному самарянину! Мы же видим в Иисусе полноту Божественной любви к людям и не видим даже тени националистической узости. Для многих из нас это тоже важный урок.
Итак, что же это значит? Для иудея «ближним» был его единоверец. Язычников и самарян они ненавидели, не считали за людей и называли «собаками». Возможно, были и исключения, но они нам к , сожалению, не известны. В Евангелии мы видим совсем другое отношение к людям. «Ближний» для последователя Иисуса Христа это тот человек, который находится рядом, особенно тот, кто нуждается в помощи. Мы должны стремиться, дорогие братья и сестры, быть источником добра, любви для окружающих нас людей. В этом, мы уподобляемся Господу, и Он приходит к нам в Духе Святом и укрепляет Своею Благодатию. Если же мы не умеем жить так, как учит Господь, будем каяться, будем стараться исправлять свою жизнь с помощью Божией. Будем читать Священное Писание, Евангелие. Это величайший источник духовного света, духовной силы. Мы зовемся «христианами», а это значит – учениками Иисуса Христа. Нам предстоит ответ держать перед Господом на Страшном Суде. Постараемся же быть верными перед Богом и добрыми и заботливыми перед нашими ближними. Аминь.
Да пребудет с вами милость Божия во веки веков!
Клирик Вознесенского храма г.Электросталь священник Александр Новак