Проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице
В сегодняшнем евангельском чтении о богаче и нищем Лазаре перед нами снова в полный рост встают глобальные смыслы нашей веры. Подымаемые в притче вопросы не просто морально-этические или нравственные, а именно коренные вопросы нашей религии:
1) есть ли все-таки жизнь вечная?
2) и если она есть, то как мы должны прожить жизнь нынешнюю, временную, чтобы вечная жизнь была бы для нас Царствием Небесным, а негеенной огненной?
И вот перед нашим с вами взором возникает богач, получающий от земной жизни все и сполна, и Лазарь - человек претерпевающий и нуждающийся. Первый, конечно, не соблюдал, даже формально,Закон Моисеев. Не было и близко у него и «Торы,написанной в сердце», по слову пророка Иеремии(Иер.31:33). Формально пребывая в монотеизме, он и его братья были, по сути, язычниками. Да даже и не язычниками, а сибаритами – праздными, избалованными роскошью людьми. Людьми, которых и сейчас, и во все века, к сожалению, одинаково много. Они вопреки словам Христа всегда искали и ищут не Царства Небесного, а как раз всего остального. Прежде всего: земных богатств, уважения и почитания, спокойствия в его приземленной форме. При этом развивается страшная гордыня, эгоизм, абсолютное равнодушие к тому, что тебя напрямую не касается. Именно таким и был богач. Поэтому и не суждено было ему находиться, после упокоения, вместе с праведниками. Его жизненный путь привел к совершенно другому, но вполне закономерному результату. К своему результату пришел и Лазарь. И несомненно, окончание его жизненного пути мы должны понимать не просто как награду за земные мучения. Отнюдь! Плохие условия жизни далеко не всегда исправляют и правильно наставляют личность. Человек может и озлобиться и возроптать и начать ненавидеть всех и вся, мечтая самому стать богатым. Очевидно, в том числе, и по толкованию Святых Отцов, Лазарь был человеком иного склада - настоящим праведником. И все тяжелые испытания он пронес достойно, следуя именно Закону и пророкам, и как праведник былотнесен на Лоно Авраамово.
Но для нас в этой ситуации, важен еще один вопрос: почему же Авраам отказывает в просьбе богачу, который хотел, чтобы Лазарь явился его братьям для их вразумления? Ответ на самом деле очень прост. Для изменения нелепой и праздной жизни необходимо прежде всего покаяние и искренняя любовь к Богу и ближним. А средствами для вышеуказанного являются не какие-то чудесные явления, а Слово Божие, выраженное в то время в Пятикнижии Моисеевом и пророческихтекстах. Об этом прекрасно знал евангелист Лука, чье Евангелие мы сегодня читали. Ведь перед его глазами, как и глазами тысяч иудеев,Богочеловеком совершались такие чудеса, о которых до этого и думать не приходилось. Но на нравственное состояние иудеев, в массе своей, это не повлияло. Поэтому Авраам справедливо отказывает богачу в его просьбе, понимая бессмысленность этого действа.
Так же и мы, дорогие братья и сестры, должны в нашей жизни, а у всех она разная, и в разныепериоды может существенно отличаться, помнить о главном: о ее неминуемом конце и о вечном пребывании либо с Богом, либо без Него. И здесь очень многое в наших руках. Тем более что в отличие от времен Лазаря и безымянного богача, сокровищница учений и наставлений у нас намного больше. Просто надо ею пользоваться и становиться христианами не по названию, а по существу.
Клирик Петропавловского храма п.Обухово священник Евгений Дорофеев