Масленица - подготовка к Великому Посту
Вот и наступила последняя неделя перед Великим постом. В церковном календаре она называется Неделей о Страшном Суде, Неделей мясопустной, а следующие за воскресеньем шесть дней – седмицей сырной, а в просторечии – масленицей. Прощай до Светлого Христова Воскресения всё скоромное мясное, ломись стол всю неделю от блинов с икрою и со сметаною, от расстегаев с рыбою и вареньем, от пригожих оладьев и дерунов, вареников и драников.
Масленица один из любимых народных праздников. Для многих – это отголоски древних традиций. Но для людей православных – это подготовка к очень важному духовному периоду жизни – Великому посту.
Ранним прозрачным утром в воскресенье — в Неделю о Страшном Суде — в Покровском храме села Воскресенское всё тихо, чинно и торжественно. Вот-вот начнется Божественная Литургия, в ожидании прихожане не громко перешептываются, возжигают перед образами свечи… Начинается служба.
После мудрой Евангельской проповеди, неожиданно для слуха звучат прошения ектений о “людях земли Украинской”, о примирении, о вечной памяти погибшим. Дай Бог мудрости и мира нашим собратьям.
Как замечательно, что вокруг столько юных глаз, столько молодых мужчин со своими немалыми семействами – сыновьями и дочками. Быстро, как бы на одном дыхании, проходит Литургия. Причастившись Святых Даров, счастливые девчонки и мальчишки, «а также их родители» дружно покидают храм. Впереди обещанное театральное представление.
В гости к воскресенцам приехали самодеятельные юные артисты - учащиеся воскресной школы при храме иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Балашихе. Для взрослых и детей была показана сказка «Кошкин дом». Весело и непосредственно юные актеры представили музыкальное действо по известному сюжету. Получился веселый мюзикл с песнями и танцами. Зрители не только смотрели, но и принимали самое активное участие. «Хозяева» – учащиеся воскресной школы при храме Покрова Пресвятой Богородицы и воспитанники Глуховской школы-интерната, находящиеся в Воскресенском на «гостевом режиме» – также продемонстрировали свою концертную программу. На одной сцене встретились и Зима, и Весна, и Масленица. Звучали русские народные песни. Общий хоровод закружил и детей и взрослых. Затем всем были предложены традиционные русские блины.
Праздник продолжился на свежем воздухе - рядом с храмом. Детей ждал сюрприз – настоящий возок с живой лошадью. Катание продолжалось в несколько заходов – ведь проехаться с ветерком захотелось каждому ребенку. И каждому это удалось. Рядом развернулась полевая кухня - горячий чай, плов, конфеты, сушки, пряники и, конечно блины – румяные вкусные со сметаной. Среди прихожан, участвовавших в праздничных гуляниях, было много военных. В этот день участники боевых действий надели награды, делились воспоминаниями с молодежью, отвечали на многочисленные вопросы.
Беседуя с прихожанами, узнала много интересного. Селу Воскресенскому более 400 лет. Известно, что уже в начале XVI века стояла здесь церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1705 году она сгорела от удара молнии, в этот же год по указу Петра I на месте сгоревшей церкви, была построена новая деревянная церковь во имя Вознесения Господня. Действующий каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы был освящен в 1833 году. Особо чтимой в храме является икона Божьей Матери «Взыскание погибших», написанная в 1910 г. по заказу ктиторов храма семьи Белкиных. Икона целителя Пантелеимона, перед образом которого висит лампада, изготовленная в память о короновании императора Николая II, написана монахами Свято–Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы не избежала участи большинства российских храмов. В 1929 году были сняты колокола с колокольни, а в 1937 году церковь закрыли. Богослужения разрешили возобновить в 1946 году. Однако, реставрировать храм не разрешали и он постепенно разрушался.
Немалая роль в сохранении храма и прихода, привлечении прихожан, принадлежит церковным старостам – в частности, Евдокии Постновой, отстоявшей храм в послереволюционное время. Известно, что прихожане в те страшные времена ездили к Надежде Константиновне Крупской за «бумагой», позволившей спасти церковь.
С 1934 по 1937 год в Покровском храме служил будущий новомученник иерей Димитрий Беляев. Среди предъявленных ему обвинений было то, что он «под видом церковного пения привлекает молодежь, среди которой ведет контрреволюционную агитацию». Виновным в контрреволюционной деятельности отец Димитрий себя не признал. Тройкой при УНКВД по Московской области приговорен к расстрелу и 10 декабря 1937 года был расстрелян в посёлке Бутово и погребен в безвестной общей могиле на «Бутовском полигоне» под Москвой. 28 июля 1989 года Дмитрий Дмитриевич Беляев был реабилитирован. В 2006 году имя священномученика Димитрия Беляева включено в Собор новомучеников и исповедников Российских. Память совершается 10 декабря (27 ноября по ст. ст.), в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе новомучеников Богородских.
Анна Ивановна Лежнева – казначей храма – в советский период добилась разрешения на восстановительные и реставрационные работы. Без этого храм бы неминуемо бы остался без внутренней росписи и убранства. Активно работал над восстановлением стенописи и икон в храме Покрова Пресвятой Богородицы нынешний настоятель протоиерей Евгений Абехтиков. Имея профессиональное художественное образование, он помог возродить многие бесценные произведения иконописцев прошедших веков.
текст и фото: Нина Зотова