Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

Проповедь в Неделю 17-ю по Пятидесятнице

09.10.22

История призвания апостолов —уже не раз звучала и читалась нами у других евангелистов и всем прекрасно знакома. Церковь, как община первых учеников Спасителя появляется именно в тот момент, когда Он призвал братьев последовать за Ним. И для евангелиста Луки, видимо важно подчеркнуть то, что началом для Церкви является призвание, слово Иисуса. Мы являемся последователями апостолов, живущими в принципиально другое время, и совершенно других обстоятельствах, но способными вновь слышать Его слово и откликаться на Его призыв.

Прекрасно понимая, что среди нас мало рыбаков, а даже если такие увлечения у кого-то есть, то это совсем не та ситуация, когда человек добывает пропитание себе и своей семье уловами Галилейского озера. Наверняка, до эпохи промышленного рыболовства в нем было больше рыбы, но уверен, что недостаточно, чтобы прокормить семьи всех желающих этим промыслом заниматься. Наверняка среди них были зависть, корысть, и всё то, что сопровождает обычную нашу трудовую деятельность. И им также хотелось побольше поймать и меньше трудиться. И именно к ним, таким же обычным людям, как мы приходит Христос. Но приходит не как «умник», «святоша», «вещатель истины», желающий сотрясать воздух сладкоголосой и убедительной проповедью (давайте заметим, что о самой проповеди нам евангелист ничего не сообщает). А Он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО входит в их ситуацию/включается и предлагает ВМЕСТЕ С НИМ совершить привычное или задуманное ранее. И далее начинается что-то важное, которое конечно нужно для убедительности описать, как чудо – невероятный улов рыбы. Но мне бы хотелось отметить состояние, которое пережили обычные рыбаки, которое мы прекрасно можем понять. Они ощутили себя в несказанной радости! Я могу предположить, что именно поэтому они и забыли саму проповедь, о которой молчит евангелист))

И я уверен, что это нормально! Забыть про проповедь, про рыбу (которую они оставят вместе с сетями и лодками) и откликнуться на чудо вхождения Бога в реальную, грубую, обычную и несовершенную жизнь. Но как же здорово, что евангельский рассказ на этом месте не останавливается, а продолжается.  Мы видим, что за Спасителем идет множество людей. И это понятно. Чудотворец, податель благ и помощник – все это про сильного и нужного Бога, которого обязательно нужно слушать и подчиняться, ну или просто потерпеть.. Но мы то знаем, что он откажется и от силы, и от славы, и от насилия чудом…и пойдет на голгофу! Потому что он настоящий, реально любящий и верующий в человека, а не насилующий своим всеведением, всемогуществом и бесконечным запасом чудес. И не те станут первыми христианами, что благодарно пошли за Христом, наполнившим их сети рыбой, а те, которые оставили свои наполненные рыбой сети для того, чтобы уйти, как мы знаем с вами, в смерть за Христа. И эта тема из нашей с вами жизни тоже... Разве не появляется у нас желания, чтобы Бог пришёл в нашу жизнь не в качестве того, кто призывает нас к жертвенной любви, а в качестве того, кто решит наши жизненные ситуации максимально профессионально? И тогда мы готовы стать лучшими христианами.

Не хочется заканчивать свои мысли неким вопросом-обличением, а хочется подвести итог этому отрывку так. Все, что мы делаем (рыбная ловля, наши труды, таланты и устремления) – это все прекрасно и Господь готов войти и входит в нашу обыденность освящая ее, но ей невозможно заниматься вечно. А вот следовать за Ним, отзываться на Его призыв – это поистине то движение, которое может быть вечным! А все остальное…мелковато для человека!

Клирик Вознесенского храма г.о. Электросталь священник Александр Лупанов