Проповедь в Неделю перед Воздвижением
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь
Что такое жертва? Для чего мы чем-то жертвуем? Приобретаем ли мы что-то взамен? И так ли необходима для нас жертва? Нередко такие вопросы встают перед человеком. Еще чаще такие вопросы возникают у человека верующего. Предлагаю разобраться в этом по порядку. Для начала стоит дать определение слову «жертва». Согласно этимологическому словарю Крылова Г. А., слово «жертва» или «приносить жертву» происходит от греческого «geras- почетный дар». Если мы откроем книгу «Бытие» на четвертой главе, то сможем прочитать о первой жертве в истории человечества. «Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его…» А если совсем сказать правильно - мы прочитали не о первой жертве, а о первом даре, который человек принес Господу. Зачем же человек вдруг решил Богу что-то подарить, ведь Господь Словом сотворил этот мир и уж вряд ли Ему чего-то не достает.
Любовь – одна из тех удивительных особенностей, которая роднит нас с Богом. Когда мы влюблены, мы внутренне переживаем встречу или прикосновение Господа. Ведь Любовь подталкивает человека на те поступки, которые без любви он вряд ли стал бы делать. И самое главное - мы обладаем возможностью выражать Любовь. Кто-то выражает ее словами, говоря о своих чувствах, описывает их и в дальнейшем это становится литературным искусством, кто-то выражает ее в действии и результат такой любви может быть заботой или выказыванием внимания. Также нередко выражая свою Любовь, мы что-то дарим. Думаю, многие согласятся, что дар, приносимый в любви, уже сам по себе полноценен и важна сама цель именно подарить, а не получить что-то взамен. Выходит, что когда мы любим, нам приятнее отдавать и радовать того, кого мы любим. В таком случае, возвращаясь к вопросу «Зачем человек решил Богу что-то подарить?» ответить на него можно одним словом - Любовь.
Конечно, далеко не всегда жертва носила характер дара. Нередко бывали моменты или даже периоды, когда жертва была способом подкупить или даже подчинить себе Бога, своего рода рыночные отношения. Основания для таких мыслей были просты: «Ведь этот способ работает по отношению к ближнему», вот и получается, что принося жертву, человек рассчитывал, что Господь выполнит то, о чем Его просят, а если нет, в таком случае объем жертвы увеличивался, например, приносилось большее по размеру животное или менялось качество жертвы, например, доходило даже до человеческих жертв. Конечно, эти примеры говорят нам о том, насколько далек человек от понимания Истинного Бога, понимания его замысла, понимания Его воли.
Сегодня день, который Церковью празднуется как «Неделя перед Воздвижением Креста Господня» - это еще и Воскресенье – малая Пасха. В этот день мы вспоминаем не только Воскресение Иисуса Христа, но и Его смерть на кресте. И через это событие Господь показывает свое отношение к человеку, ведь Он приносит себя в жертву ради нас, ради нашего спасения, являя тем самым ту безграничную Любовь, которая не требует рыночных отношений, а которая основана именно на взаимности, где нет жажды наживы или какой-то другой выгоды. Пожалуй, одним из ключевых моментов Евангелия является именно озвучивание воли Господа по отношению к каждому из нас: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» Аминь.
Клирик Вознесенского храма г.Электросталь священник Андрей Алясов