Проповедь на День Всех Святых
В ближайшее воскресенье после праздника Святой Троицы Церковь установила празднование дня всех святых. В этот день мы вспоминаем всех тех, кто веровал в Господа Иисуса Христа, следовал в своей жизни Его учению, исполнил Его заповеди. «Меня любит лишь тот, кто исполняет заповеди Мои» (ср. с Ин.14:15,21,24), - говорит в Евангелии Иисус Христос и наши святые показывают нам пример такой истинной любви к Господу. В этом одна из главных причин почитания Церковью святых – явление примера следования за Господом в нашей земной жизни. «Подражайте мне, как я Христу» (1Кор. 4:16), - умоляет апостол Павел. И Церковь, празднуя память святых, каждый раз напоминает нам этот апостольский завет.
В церковном предании за долгие столетия накопилось множество житий разных святых. Сегодня церковные историки изучают этот огромный материал: проверяют житийные рассказы на подлинность, сравнивают древние жития с более новыми, пытаются отделить изначальные фрагменты от позднейших добавлений. Сами по себе эти исследования очень интересны, но нам, верующим, важнее другое. Для нас главное - увидеть то общее, что объединяет всех святых. Увидеть то, что позволяет таким разным по времени жизни, по общественному положению, по жизненным условиям людям являть собой единый пример подлинной христианской жизни и быть единой небесной торжествующей Церковью.
Мы уже указали на то, что все святые едины в своей любви к Господу. Но важно также понять отличительные черты такой истинной любви. Одну из них мы уже знаем – это исполнение Христовых заповедей. Есть ли другие? В Евангелии, которое читается на богослужении в Неделю всех святых мы, как раз, видим их. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10:37-38). Итак, вот ещё черты истинной любви к Господу: любовь к Нему должна быть больше, чем к кому бы то ни было, и следование за Ним должно быть, одновременно, взятием и несением своего креста. Мы отделяем эти черты одну от другой только для того, чтобы лучше рассмотреть их. Чтобы яснее и понятнее стало нам их, по существу, нераздельное единство. Ибо в каждой из этих черт заключены неотделимо и другие.
Обратим внимание на то, что одной из черт истинной любви к Господу является принятие и несение креста. Нежелание нести крест, отказ от него – показатель отсутствия такой любви. Говоря о принятии креста, Господь указывает на свободное произволение к этому. Крест вслед за Христом можно нести только добровольно. Тот на кого он свалился, и кто ропщет под его тяжестью и проклинает его, тот не несёт своего креста.
Христианский крест – знак любви Бога, явившей себя через Его страдание за людей. Крест - это всегда страдание и другого значения у него нет. Поэтому так непонятно было людям почитание христианами распятого на кресте Спасителя. Они видели в этом почитании страдания что-то ненормальное и извращённое и легко верили разным ужасающим слухам про христиан. Сегодня крест стал одним из многих религиозных символов, а для кого-то и совсем ушёл из религиозного контекста, став предметом украшения. Но и для самих христиан значение креста затуманилось. Осознаём ли мы что крест, который носим на себе, означает нашу веру в спасительность страдания? В то, что без страдания нет и любви к Господу. В то, что нет другого пути, так же, как нет у креста другого значения.
Итак, святые показывают нам пример следования за Господом в земной жизни. Празднуя их память, Церковь убеждает нас следовать тем же путём: учиться у святых истинной любви к Господу, стараться исполнять Его заповеди, быть готовыми через страдание последовать за Ним. Этот путь узок и труден, но только он один ведёт в жизнь вечную (ср. с Мф. 7:13-14). «Невозможно приблизиться к Богу без скорби; без нее и праведность человеческая не сохраняется неизменною»[1], - говорит прп. Исаак Сирин. И пусть не отчаивается тот, кому трудно идти этим путём, кто спотыкается и падает. Если он сохранит веру и решимость, сам Господь приблизится к нему и, взяв за руку, проведёт в Своё Царство. Аминь.
Священник Вячеслав Фролов, клирик Тихвинского храма Ногинска