Проповедь на Вход Господень в Иерусалим
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие Братья и Сестры! Сегодня Православная Церковь празднует один из величайших праздников – Вход Господень в Иерусалим.
Нашей главной целью в жизни, как православных христиан, является спасение души. Все мы призваны Господом нашим Иисусом Христом ко входу в Царствие Небесное – Горний Иерусалим. Но, наверное, очень немногие верующие задают себе вопрос, а что же такое Царствие Небесное? Ответ на этот вопрос, скорее всего, будет не удовлетворительный. А разобраться в этом вопросе нам поможет сегодняшний праздник - Вход Господень в Иерусалим.
Нам необходимо вспомнить как развивались события этого дня, понять которые в полной мере можно лишь обратившись к событиям предшествующим ему. Здесь необходимо вспомнить, что перед Своим торжественным Входом в Иерусалим Христос воскрешает своего друга и ученика Лазаря и воскрешение это, по некоторым признакам, сильно отличается от всех предшествующих воскрешений , совершенных Иисусом Христом . Какие это признаки? Первый из них - Лазарь был во гробе уже четыре дня в жарком климате Востока («уже смердит», говорит его сестра Иисусу Христу, то есть произошло необратимое разложение тела). Второй признак - воскресший сам выходит из гроба, хотя физически не мог этого сделать: мертвое тело по иудейскому обычаю было плотно обвязано пропитанной смолами плащаницей, а голова платком - убрусом, который не давал ни малейшей возможности дышать. И третий признак - при этом событии присутствовало множество свидетелей, которые точно знали, что Лазарь действительно умер, сами засвидетельствовали этот факт и участвовали в его погребении. И конечно, об этом событии становится моментально известно в Иерусалиме и его окрестностях, и в свете пророчеств о Мессии, это сыграло немаловажную роль в дальнейших событиях. Именно поэтому, без воскрешения Лазаря такой торжественной встречи Иисуса Христа в Иерусалиме могло и не случиться. События же самой встречи глубоко символичны. Как известно, у всех земных царей есть особая церемония вступления на царство. Обычно это происходит в торжественной обстановке, с почестями и знаками уважения, такой царь въезжает верхом на коне в свои владения в присутствии вельмож и своих подданных. И напротив, Иисус Христос посылает двух своих учеников за осленком, на которого еще не садился ни один человек и уже одно это становится символом. На осле не входят в свои владения цари земные, и Господь уже этим показывает, что Его Царство не от мира сего. Он неоднократно говорит своим ученикам, что Его царство есть Царствие Небесное и находится оно не на земле. И вот, пришедшие на праздник иудеи и даже дети торжественно с пальмовыми ветвями и возгласами: «Осанна Сыну Давидову» «Осанна в Вышних» «Благословен Грядый во Имя Господне» встречают Иисуса Христа. Встреча эта происходит с великим ликованием и воодушевлением, однако, эти же люди всего через несколько дней предадут Иисуса Христа на распятие – самую позорную и страшную казнь в истории. Так что же так существенно изменилось в сознании этих людей?
В представлении иудеев, Мессия, это прежде всего царь земной, политический вождь, который даст им все для построения рая на земле. Иисус Христос, по мнению многих, соответствовал данным критериям: Он несколько раз чудесно насыщал народ в пустыне, а также воскрешал умерших. По представлениям иудеев, после торжественной встречи Христа Он должен был стать их земным царем, чудесно победить врагов, освободить их от римского владычества, насытить народ и установить свое владычество над всей землей. И вот когда иудеи увидели, что Иисус не собирается становиться земным царем, тем самым не оправдывая их ожиданий о земном, они предают Его римлянам на беззаконное судилище, поругание и позорную казнь с разбойниками. Такой «не от мира сего» Мессия был им не нужен и даже опасен. Таким образом, народ иудейский не смог понять главного о себе – он имеет ложные понятия о Мессии и Его Царствии.
И сегодня каждый из нас может и должен задать себе вопрос – а для чего лично ему нужен Иисус Христос и Его Царствие Небесное? И очень часто ответом будет, как и тогда для иудеев, земное благополучие, личное здоровье и благоденствие, желание жить совсем без бед и скорбей. Но Господь пришел на землю не для благоденствия и всеобщего земного счастья, а для спасения человека от грехов и вечной смерти, для утверждения Своего Небесного Царствия жертвенной Любви и служения людям. Дорогие братья и сестры, мы должны помнить, что Бог есть Любовь и постараться приобщиться этой Божественной Любви. Но нам нужно четко понимать и не смешивать в своем сознании понятия Божественной Любви и любви человеческой, страстной и плотской. Апостол Павел в первом послании к Коринфянам пишет:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а радуется истине; все покрывает, всему верит, на все надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Этими глубокими по смыслу словами апостол Павел показывает нам, что эта Божественная Любовь существует вечно и приобщение Ей и есть пребывание в Царствии Небесном. Как говорит Сам Господь: «Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть» (Лк. 17:20-21) и, следовательно, целью нашей жизни является раскрытие этого Царствия Божия внутри себя, в нашем сердце еще здесь на земле. А полноту Царствия Христова мы обретем по обетованию Господа уже в вечности, если будем достойными стать гражданами этого Небесного Царствия. И именно к этому нас призывает Церковь в сегодняшний праздник, а Господь также ободряет нас и в наших земных нуждах, и говорит такие слова: «Ищите, прежде всего Царствия Божия и правды Его, и все остальное приложится вам» (Мф. 6:33).
С Праздником Входа Господня в Иерусалим, дорогие братья и сестры!
протоиерей Сергий Вершков,
клирик Богоявленского собора г. Ногинска