Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

Проповедь в Неделю 5-ю Великого поста

10.04.22

Дорогие братия и сестры! Часто мы слышим слова о том, что жизнь настолько усложнилась, что трудно выбрать правильный путь, найти смысл и точное направление своих желаний, корректирующих наши действия. Вот и получается, что мечемся мы от одной крайности в другую в поисках благополучия, исцеления утомленного духа, в поисках отдохновения от безумной гонки. Вспоминается из книги «Деяния Святых апостолов» особенный момент встречи заключенных учеников Христовых с темничным стражем, который обращается к ним с вопросом: что мне делать, чтобы спастись? Они же отвечают ему: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. [Деян. 16.31.] А в своем послании в верующим апостол Иаков говорит: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» [Иакова 2:26].

Вот и получается, что первоначальное средство к исправлению всей сложности суетной жизни это вера и доброделание

Делать добрые дела тождественно с исполнением установленного Богом порядка жизни. А в Библии  это называется праведностью. По слову преподобного Марка Подвижника, «исполнение заповеди состоит в исполнении повеленного, а добродетель бывает, когда сделанное согласуется с истиной» [Христианское чтение. 1821. Ч. 3. С. 265.]; таким образом открывается понимание, что в слове «доброделание» содержится описание деятельности человека в совершении добра, некий алгоритм действий.Начало всякого доброго дела лежит в представлении о нем, потом следует осознание образа этого добра, затем подключаются внутренние силы и внешние средства на творение вообразимого доброго дела. 

Также начинает работу и чувство долга, обязанности и совесть, которая возбуждает к доброделанию и видит в нем отражение воли Божией. А в конце всей решимостичеловека - рождается и само дело.

Стоит отметить, что к  совершенству творения добра люди приходят не сразу, а лишь пройдя испытание временем, терпением, упорством, реализуя свою свободу во Христе.

В современное противоречивое и нелёгкое время перед нами ярко виден особенный труд волонтеров. Эти добрые люди направляют свои силы на помощь людям, собирают и раздают необходимые средства и вещи для проживания и пропитания страдающих, порой не имеющих крова над головой людей, лежащих в больницах, скитающихся по городам и т.п.  Сбор и распределение, участие и забота являют живое исполнение слов Христовых: «был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». [Мф.25:36.]

На этой неделе был прочитан Великий канон св. Андрея Критского, в котором несколько раз говорится об особом месте доброделания, причем разумного доброделания в жизни человека. В 4 песни канона есть такие слова: "Жены́ ми две разуме́й, / дея́ние же и ра́зум в зре́нии, / Ли́ю у́бодея́ниея́ко многоча́дную; / Рахи́ль же ра́зумя́комноготру́дную; / и́бо кроме́ трудо́в, ни дея́ние, ни зре́ние, душе́, испра́вится."

Обратим внимание, на какую высокую ступень ставит святой Андрей Критский важность доброделания - деяние и разум, как начало всему, что может быть сделано посредством живой благодати Божией. При чтении отрывка из святого Евангелия о благочестивом отроке мы отмечаем печаль и неразумный выбор в сторону материального богатства, хотя ему оставалось сделать всего лишь одиншаг, чтоб стать сосудом Духа, благодати Божией, учеником Христа«Он же, смутившись от сего слова, отошёл с печалью, потому что у него было большое имение»[Мк.10.22.]. 

Жена - помощница мужу «подобная ему», "сонаследница благодатной жизни" [1 Петр. 3, 7]. Она «кость от кости его, плоть от плоти его» [Быт. 2, 21].  Жена - это самый близкий человек, это та, сочетаясь с которой муж становится единым целым: "оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви" [Еф. 5:31-32]. И вот, святой Андрей Критский,используя понимание высокого призвания Жены, говорит и тем самым подчеркивает высокое значение деяния - творения добра, сделанного с высоким разумением не человеческим, а Божиим. Отмечает важность труда в жизни, труда, в котором человек все дела свои начинает вести обдумано, разумно, с твердым упованием на Божию волю и Божий разум.

Возвращаюсь к слову благодарности тем добрым людям - волонтерам, которые своими поступками, разумными добрыми делами, показывают нам особенную сторону радости Евангельской: "даром получили, даром давайте"[Мф. 10:7].

Безграничное желание осознанно и постоянно, а не от случая к случаю, творить добро ярко выделяет каждого православного волонтёра. И вот сегодня мы погружаемся в житие святой Марии Египетской; хочется особенно отметить то, как старец Зосима смиренно и в тоже время живо откликается на просьбу Марии о благословении, о причастии, о погребении. Он стремится творить добро, хотя разумом и удивляется  чудесам, открывшимся ему. Несмотря на преклонные годы, он преодолевает огромные расстояния пустыни (двадцать дней ходьбы в одну сторону), чтобы совершить свое служение. Ни разу в житии не сказано о его ропоте или желании переложить дело на других, более молодых монахов. Зосима идет, выполняет свое доброе дело, и как утешение получает от Бога явление чудес, связанных с молитвой преподобной Марии, ее хождением по водам, а потом и чудесным погребением и пророческими наставлениями братии монастыря.

Много и в наше время мы слышим о работе волонтёров, о их бескорыстной помощи людям. Взирая на их труд, мыскладываем в уме и сердце особый образ, который все более похож на описание жизни православного христианина.

Задумаемся и мы о нашей жизни, о нашем доброделании. Обретем Божию благодать и разум, будем иметь крепкое желание и твердое намерение невзирая ни на какие причины, не ища никаких оправданий, идти и творить добро.

Молитвами преподобной Марии и преподобного ЗосимыГосподи Иисусе Христе Боже наш, укрепи и помилуй нас!

 

Настоятель Успенского храма г.Ногинска протоиерей Олег Волков