Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Очень давно, дорогие братья и сестры, меня поразила одна мысль Симеона Нового Богослова:
"Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи", то есть смирению.
Когда я впервые услышал эти слова, а это были годы моего воцерковления (можно сказать воцерковлялась тогда вся страна), эта святоотеческая мысль меня поразила и вызвала недоумение. В то время многие, как и я, постигали азбуку молитвы, штудируя молитвослов и часослов, погружались в мир церковного богослужения, которое вызывало восторг и умиление, приобретали опыт борьбы с грехами (начиная уже понимать, что самые трудные в исправлении - обыденные-ежедневные, въевшиеся в тебя как ржавчина в металл). И казалось, что при усердии получится подняться на первую ступеньку добродетелей, о которой было много прочитано в поучениях святых отцов. И вдохновение и радость новоначального только приумножаться. Но время шло; оборачиваясь назад и глядя на пройденный путь, становилось ясно видно, что «где ты был там и остался», а может и многое растерял – некоторые молитвы знаешь наизусть, но пропала сердечность и желание молиться, пост соблюдаешь, но до смирения плоти дело так и не дошло, любить врагов не получается, даже прощать ближнего не всегда и сразу, а приходящий просить милостыню вызывает у тебя в первую очередь подозрение.
От таких «успехов» приходит разочарование и уныние: «я сам ничего не смог, не смогу, может и не пытаться, все бросить?» И вот, оказывается, ты и поднялся на первую ступеньку – увидел больное состояние своей души и невозможность исправить все своими силами. А следующая ступенька – проси Того, Кто только и может помочь, Бога.
Помогая подняться на эти ступени, каждый год, Церковь, подготавливая нас к Великому посту, который закончится Страстной седмицей и торжеством Светлого Христова Воскресения, подает нам притчу о мытаре и фарисее. И тем самым учит нас по слову святого Григория Паламы - «что добродетель это — дело людей, но гордость — свойство бесов; посему, гордость делает добродетели бесполезными, и гордыня, сопряженная с добродетелями, сводит их на нет, даже если бы они и были истинными».
Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. (Лк.18:10) Следуя логике одной из древних школ толкования, можно увидеть в храме сегодняшней притчи храм души человеческой. Об этом пишет в своих посланиях и апостол Павел: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа?» (1Кор.6:19). Тогда можно сказать, что пришедшие помолится фарисей и мытарь - это два рода мысли которые может увидеть всякий человек в себе. Эти мысли, это взгляд на жизнь и поступки: правильно ли я живу? Угодно ли Богу? Только оцениваем мы себя сами, через призму своего религиозного опыта.
От избытка сердца говорят уста (Мф. 12:34), и в словах фарисея и мытаря мы видим избыток сердца и этот опыт, но какой? «Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю». (Лк.18:12) Он исполняет даже больше предписанного в Законе. А по нашим временам можно добавить: не ворую, не изменяю, в телевизоре не сижу и за компьютером и т.д.).. «Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь»: (Лк.18:11), а в жизни - соседка, начальник, сотрудник ДПС, депутаты или домашние и т.д. И вот я уже не хуже других, а где-то лучше многих.
Именно этими чувствами изобилует и наше сердце ежедневно (можно сказать, они господствуют). Но мы не приносим этот образ мыслей Богу в тишине сердца нашего на молитве, потому что хорошо знаем, что Господь осудил его – «Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». (Лк.18:14) Во время молитвы мы отбрасываем нашего внутреннего фарисея, видя себя осужденными, неисправленными взываем вместе с мытарем: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк.18:13)
Так будем же, дорогие братья и сестры, и мы все меньше давать места в нашей жизни этому внутреннему фарисею, не оскудевая добрыми делами, но, понимая, что «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10). И подмеченная преподобного Симеоном и опытным путем усвоенная нами истина приведет и нас к спасительному смирению мытаря, а это поможет принести добрый плод поста, который является матерью целомудрия.
Настоятель Троицкого храма г.Старая Купавна протоиерей Алексий Смирнов