Проповедь в Неделю сыропустную
Братья и сёстры, сегодня, в последний день перед началом Великого поста, мы вспоминаем изгнание наших прародителей из рая.
Предлагая нам усовершенствоваться через покаяние и воздержание, Святая Церковь приводит нас к размышлениям о событиях, произошедших в начале Библейской Истории. Бог, создавая людей, дает им единственный ограничивающий закон - не вкушать плодов древа познания добра и зла, но искушённые дьяволом первые люди преступают его. Их невоздержанием смерть вошла в мир. За этой катастрофой последовало повреждение болезнью греха всего последующего человечества.
Любящий Бог, видя невозможность победы над грехом самим человеком, посылает в мир Сына Своего, Жертву Которого мы будем созерцать умом и чувствами всю Четыредесятницу и, особенно напряженно, в дни Страстной Седмицы. Желая усвоить себе Дары Этой Жертвы, верующие стараются жить по духовным законам и следуют за Своим Спасителем.
Евангельский отрывок, читаемый в это воскресенье, подготавливает нас к многодневному подвигу поста. Он служит ориентиром духовной жизни к собиранию небесных сокровищ и напоминанием о прощении согрешивших против нас как необходимом условии для прощения нас Богом.
"Чин прощения" пришел в общую богослужебную практику из древней традиции монахов Палестины прощаться друг с другом перед уходом в суровую пустыню для совершения подвигов поста, которые могли закончиться смертью. Сейчас, к сожалению, фокус с нерва осознания возможного расставания в этой жизни навсегда, переместился в сторону красивой церемонии, вызывающей у многих участвующих в ней хоть и тёплые, но далеко не всегда правильные чувства.
К сожалению, мы бываем свидетелями того, как начальники несправедливо и весьма неуравновешенно ругают подчиненных, родители унижают своих детей, делая их безмолвными исполнителями своей жёсткой воли… Приходя в храм в этот светлый день, они со слезами просят прощения почему-то у неизвéстных им людей… Церковь говорит о пагубности такой духовной подмены и напоминает, что в первую очередь прощения надо просить у тех, перед кем мы действительно виновны, а уже затем, от осознания возможности вины, у всех остальных. Естественно, прощать и искренне просить прощения нужно не только в Прощеное воскресенье.
Подготовившись к принесению духовной жертвы согласно Евангельскому учению (Мф. 5: 23-24), мы приступаем к жертвоприношению – посту. Основой поста является покаяние - осознание своих грехов, отказ от их совершения, борьба со своими страстями и перемена мышления. Без этой глубинной работы все остальные подвиги по ограничению тела и души приносят не духовную, а только узкопрактическую пользу, в частности, тренировку дисциплины.
Также важным элементом поста, который более или менее известен даже людям, далёким от духовной жизни, является всестороннее воздержание души и тела. Ограничение души реализуется в отказе от излишков информации, получаемых через зрение и слух, в то время как тело ограничивается отказом от пищи животного происхождения, язык – молчанием. Супруги, по взаимному согласию (1 Кор. 7:5), не делят брачное ложе.
Для многих главным критерием богоугодности их подвига является уставная строгость телесного поста и следование требованиям Типикона при совершении храмового богослужения. Однако, древнее святоотеческое указание, адресованное постящимся, говорит, опять же, не о необходимости тяжелого подвига, но об ответственности за качество своих будничной деятельности и духовного состояния, на которые может отрицательно повлиять непомерное воздержание.
Приложим же, братья и сёстры, разумно, все возможные усилия, чтобы провести время, назначенное Церковью для нашего спасения, в различных духовных упражнениях! Дабы нам, усовершенствовавшись в вере, обрести благодать и, завершив поприще Великого поста, обратиться друг к другу, пожалуй, самыми радостными словами Пасхального благовестия!
Клирик Вознесенского храма г.о.Электросталь священник Григорий Миронов