Проповедь в день памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской
Мы знаем из церковной истории, что вслед за проповедью Христовой веры начались жестокие гонения на христиан. “... возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая ... в темницы, и поведут пред ... правителей за имя Мое ...” (Лк. 21, 12). Эти слова Христа начали исполняться еще с апостольских времен, тысячи христианских мучеников засвидетельствовали подвигом истинность своей веры.
Русь приняла христианство готовым, выстраданным другими, но могла ли она миновать общий всем христианам путь, начертанный Христом? Час испытания ее веры, час подвига за Христа пришел в XX веке.
В 1917 году, в то время, когда совершалась революция, рушилась Российская империя и весь привычный мир, в Москве собрался Всероссийский Православный Собор, на котором после двухсотлетнего перерыва был избран новый Всероссийский Патриарх - святейший Тихон и были приняты многие, судьбоносные для Церкви решения. В это же самое время начались убийства христианских священников и мирян. 7 февраля 1918 года в Киево-Печерской Лавре был по-разбойничьи убит Киевский митрополит Владимир. Рассказывают, что за два года до этого, предчувствуя надвигающееся страшное будущее, владыка хотел уйти на покой. Но выбрал не свое человеческое желание, а волю Божью. "А по-Божьему как?" - сказал он. И в час своей смерти молился за убивающих его.
Когда вести об этом дошли до участников продолжавшего еще Собора, было принято "Установить по всей России ежегодное поминовение молитвенное в день 25-го января или в следующий за сим воскресный день (...) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников".
Этот день отмечает Церковь сегодня. И уже не только поминовением всех, кто пострадал за веру, известных нам и пока неведомых. Сегодня, начиная с 1992 года (постановлением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви) мы теперь празднуем Собор прославленных новомучеников Российских. Каково их число? По материалам Синодальной комиссии по канонизации святых в 2015 г., поименно были названы 1776 новомученика и исповедника Русской Церкви. Это составило бы 2/3 от числа всех русских святых!!! А в документальной базе данных Свято-Тихоновского института больше 32 тысяч пострадавших, дела которых пока не изучены. И еще многие и многие совсем неизвестны нам.
Тысячи и тысячи русских людей тогда, в час испытаний, последовали за Христом.
Святейший Патриарх Тихон сказал своим чадам об этом пути: "А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою... Если нужна искупительная жертва, нужна смерть невинных овец стада Христова, - благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него".
Добровольно приняли свои страдания Царственные мученики и их слуги, Великая княгиня Елизавета Федоровна и ее келейница инокиня Варвара, митрополит Петроградский Вениамин и его помощники, расстрелянные по делу по изъятию церковных ценностей. На оглашении приговора в суде владыка Вениамин сказал: «Не знаю, что вы скажете мне в приговоре: жизнь или смерть? Но, что бы вы ни сказали, я осеню себя крестом и скажу - слава Богу за все.»
У кого-то требовали отречения от веры, у кого-то от сана, у кого-то от родных. Архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника, прославившегося миссионерской деятельностью в Японии, заставили вырыть себе могилу и закопали живым. Его викария, епископа Соликамского Феофана, утопили в реке Каме. Архиепископа Черниговского Василия, приехавшего в Пермь, согласно постановлению Священного Собора, выяснить судьбу Пермских мучеников, на обратном пути схватили в поезде и расстреляли. Епископа Тобольского и Сибирского Ермогена, последнего архиерея, благословлявшего царских узников, утопили с камнем на шее в реке Тобол. Епископа Сарапульского Амвросия, потребовавшего от комиссаров убрать из монастыря конный завод, вывели в поле, вывернули руки в плечах, локтях и кистях и пронзили спину штыком. Когда убивали епископа Нижегородского Мефодия, старались нанести штыковые раны в виде креста. Прежде чем расстрелять епископа Белгородского Никодима, ему пробили голову железным прутом. Убитого епископа Нижегородского Иоакима повесили вниз головой на царских вратах кафедрального собора Севастополя.
Многие из нас, читая жития древних святых, думали, что такая огненная вера была возможна только тогда, в начале христианской истории, когда сохранялась еще живая память о евангельских чудесах, все было близко. Но вот прошло две тысячи лет, и в России за небольшой промежуток времени воссияли тысячи новых мучеников. Не все они были героями в течение своей жизни, но, когда пришло время или исповедовать свою веру во Христа или отречься, они не отреклись. Открылась истинная сущность их сердец - оказалось, что любовь к Богу в них сильнее страха страданий и смерти, и благодать Божия укрепляла их так же, как и их братьев и сестер по духу XIX столетий назад. С ними был тот же Христос, что, и вчера и днесь и во веки.
Хочется, чтобы мы тоже понимали это. Понимали, что каждому из нас придется совершить в жизни свой выбор. Может быть, совсем не героический, выбор между грехом и правдой даже в нашей личной домашней жизни… Но, пытаясь идти за Христом, нам придется отвергнуться своего личного покоя и сказать себе: «А по-Божьему, как?»
И несомненным свидетельством того, что вся полнота Духа и Любви Божией с нами всегда, является великий подвиг веры наших новомучеников.
Возможно, если поискать как следует, кто-то обнаружит их среди своих недальних родственников, это было так недавно… Может быть, это окажутся не святые, а те, кто тайком ходил в храм, несмотря на запреты, кто помогал гонимым, хранил у себя святыни.
Они все - слава нашей Церкви. Их молитва не ослабевала перед Престолом Господним на протяжении десятилетий, чтобы, пережив годину искушений, наша Церковь продолжила быть хранительницей православной веры. А поскольку сейчас мы являемся ее чадами, значит, они вверяют это хранение в наши руки, чтобы мы, подобно им, достойно смогли пронести свет Христовой истины через свою жизнь и передать его следующим поколениям.
Святые новомученики засвидетельствовали перед всем миром реальность существования вечной блаженной жизни: она непреложна и открыта для каждого из нас, и поэтому дело остается исключительно за нами.
Аминь.
священник Андрей Воронцов,
клирик Троицкого храма г. Старая Купавна