Проповедь в Неделю 32-ю по Пятидесятнице
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, каждый раз, когда мы приходим в храм, перед нашим взором предстают множества икон святых угодников Божиих. Для чего Церковь даёт нам важную возможность видеть и соприкасаться с таким количеством подвижников? Конечно, ответов может быть несколько, но мы в этот раз выделим для себя один — это пример и опыт духовной жизни Божиих угодников, подражать которому мы стремимся через призыв Церкви.
Сегодня у нас есть как раз такая возможность познакомиться, а кому- то еще раз соприкоснуться с подвигом величайшего подвижника, преподобного Антония Великого, память которого празднуется Церковью. Всегда, когда мы говорим про святых, стоит обратить внимание в первую очередь на тех,кто дают жизнь каждому человеку — это родители. Ведь родители — это те люди, которые закладывают самые основы того, что правильнодля человека. И конечно это те люди, которые своим примером сеют семя веры в неокрепший ум и сердце ребёнка. Я думаю, что в жизни преподобного Антония родители сыграли огромную роль, так как они были благочестивыми христианами, которые показывали Христа своейжизнью: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:4). А святой Антоний, со своей стороны, оказался по слову Евангелия доброй почвой, в которой проросло посаженноеродителями семя: «Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат. а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13:8).». Из жития нам известно, что с детства он был кроток и послушлив родителям. Уже с малых лет любил уединение, а также участие в Божественной Литургии. Детство для преподобного Антония стало отправной точкой его духовного взросления и развития.
В наше время важно осознать нам, родителям, которым Господь вверяет вкусить радость общения с детьми, и ту ответственность, которую Бог возлагает на нас. «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притчи 22:6). Остаётся вопрос, имеем ли мы,родители, живой опыт веры? узнали ли мы Христа? Мы, те, которые ходим в храм, считаем себя верующими людьми, порой полагаем, что духовно возрастаем… Каждый из нас пусть задаст себе вопрос: как давно я причащался Святых Христовых Таин? люблю ли я ближнего своего? умею ли я прощать? Это те вопросы, которые во многом смогут нам помочь приоткрыть тайну о себе самих. Почему тайну? Потому что мы часто бываем убеждены, что знаем себя, верим себе, новот приходит в нашу жизнь испытание - иполностью выявляет нас другими, «не настоящими» на первый взгляд, но оказывается - это и есть мы, настоящие. В Священном Писании сказано: «Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь» (Пс. 115 ст. 2). Псалмопевец Давид ясно открывает, насколько изменчиво человеческое сердце.
Что же нам может помочь? В Евангелии от Иоанна есть ответ на этот вопрос: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.» (Ин. 6:53-56). Тело и Кровь Христовы нас трезвит и исцеляет наш ум и сердце от греха. Человек обретает себя, видя те проблемы, которые требуют незамедлительного вмешательства. И происходит преображение души.
В заключение хочется отметить, что важным и главным духовным учителем для ребёнка является его родитель, уповающий на Бога и молящийся Ему о своём чаде. Очень хорошо эту мысль подтверждает Святитель Тихон Задонский, говоря: «Как только начнут дети приходить в разум и понимать учение, тотчас должно им вливать молоко благочестия и в познание приводить Бога и Христа Сына Божия: кто есть Бог Тот, в Которого веруем, и поминаем имя Его, и исповедуем и молимся Ему? И кто есть Христос и как Его должно почитать? Ради чего на сей свет все рождаемся и крестимся и чего после смерти ожидаем?».
Настоятель храма святой блаженной Матроны Московской священник Андрей Чадин