Проповедь на Неделю перед Богоявлением
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня, в Неделю перед Богоявлением, мы за Божественной Литургией слышим чтение первых строк Евангелия от Марка. Из этого небольшого отрывка Священного Писания мы узнаем об удивительном служении Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Помимо пророчествования о Грядущем Спасителе, святой Иоанн совершал удивительное по тем временам действие – крещение. Святой евангелист Марк так сообщает об этом: «Был Иоанн Креститель в пустыне, проповедуя крещение покаяния для отпущения грехов. И выходила к нему вся Иудейская страна и все Иерусалимляне; и крестились у него в Иордане реке, исповедуя грехи свои» (Мк. 1, 4-5). Крещение, совершаемое Иоанном Крестителем, было напрямую связано с двумя его утверждениями – скором Пришествии Спасителя и приготовлении к Нему душ человеческих посредством покаяния. Именно здесь, на берегах Иордана, впервые исповедание грехов обретает форму и значение как способ получения прощения за содеянное, примирения с Богом и возможности вхождения Его в жизнь человека. Крещение покаяния – такое видимое действие избрал Предтеча Иоанн для взаимодействия с человеком, желающим получить освобождение от гнета прегрешений. Как две тысячи лет назад воды Иордана накрывали главу приносящего покаяние, так сейчас епитрахиль священника во время чтения разрешительной молитвы в конце исповеди покрывает главу кающегося. Но великое чудо прощения Богом человеку содеянного совершается, в первую очередь, в сердце приносящего покаяние, незримо и сокровенно для другого человека. Что же нужно, чтобы оно свершилось, чтобы выйти из под символа божественной благодати священника, святой епитрахили, более оправданным, нежели был до начала исповеди? В первую очередь нужно научиться видеть себя сотворившим зло, найти и идентифицировать в себе злые поступки именно как свои, лично сотворенные грехи. Это работа совести человека. Именно она помогает понять, какие именно твои поступки, твои слова и дела являются разрушительными для твоей души. Она помогает отсечь те постыдные мысли, которые успокаивают совесть человека, мол, все так живут, все так поступают, ничего страшного не произошло и проч. Как только душа человека начинает болеть от осознания содеянного им, то наступает раскаяние в этом. Это плач души человеческой о утраченной чистоте, о боли и страданиях, принесенных в чужие жизни, о слепой жажде получить очередной суррогат счастья, предлагаемый диаволом в обмен на предательство Бога и собственной совести. Этот плач, эта льющаяся из сердца человека боль из-за содеянного и идущее за ним горячее желание стараться никогда больше в жизни не повторять содеянного и есть покаяние. Покаяние, которое глубинно, сущностно меняет человека. Делает его способным для дальнейшего уврачевания его души Богом, Божественной благодатью. «Приготовьте дорогу Господу, прямыми делайте пути Его»(Мк. 1, 3) – такие слова пророка Исайи приводит евангелист Марк. Эти слова относятся не только к служению Великого Пророка и Крестителя Иоанна. Они отображают тот неизмеримо глубокий духовный смысл, сокрытый в таинстве покаяния. Приготовить дорогу Господу в своем сердце, расчистить Его путь от страстей и множества грехов, не препятствовать Ему исцелять себя! Это слова Священного Писания нашли себе отображение в древней благочестивой традиции Русской Православной Церкви исповедоваться перед Причащением. За раскаянием, плачем о грехах и желанием не возвращаться в ту греховную скверну, из которой Господь тебя принял, наступает спасительное исцеление души Телом и Кровью Христовой, наполнение Божественной благодатью, «немощных врачующей и оскудевающих восполняющей», как удивительно сказано в молитве при рукоположении священнослужителей.
Сейчас, в дни, предшествующие Богоявлению Господню, Его Святому Крещению, когда все богослужение Церкви возвращает нас в те дни, когда Иоанн Креститель приготовлял людей к Пришествию Спасителя, будем сугубо молиться о даровании нам навыка достойного приготовления своего сердца к встрече и принятию во Святых Таинствах Тела и Крови Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Ему же честь и слава во веки. Аминь!
священник Петр Торик,
настоятель Успенского храма с. Стромынь