Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

Проповедь на праздник Обрезания Господня

14.01.22

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Обрезание Господне, – казалось бы, незаметный праздник среди плеяды больших праздников. Это и понятно, так как он напоминает нам, живущим в Новом Завете, о законе, который был установлен Богом в Ветхом Завете. Во времена Петра Великого на этот день, 1 января по старому стилю, был перенесен «Новый год» с церковного празднования Новолетия, 1 сентября, в советское время закрепившийся в сознании многих как «Старый новый год» и ещё больше оттенивший праздник Обрезания.

В Священном Писании говорится, что Бог, заключая Завет с Авраамом впервые говорит: «Обрежется у вас всякий мужской пол, и обрежете плоть крайнюю вашу. И будет в знамение завета между Мною и вами. И восьмидневный младенец обрежется у вас… И будет завет Мой на плоти вашей в завет вечен» (Быт. 17, 10–13). И вот почти столетний Авраам и вся семья исполняют повеление Господне в тот же день. Таким образом, Творец человека восхотел вырастить целый народ, который мог бы жить в симфонии с Ним. Каждый потомок Авраама желал, чтобы его потомство было благословенным, поэтому строго и неукоснительно соблюдал это установление. Через призму тысячелетий мы можем сказать, что этот обряд говорит нам о жизни, но также несет в себе боль и смерть, и тот, кто хочет иметь связь с Богом, должен как бы заранее принести себя в жертву – умереть для себя и жить для Бога.

Лично нас, христиан, Обрезание Господне приводит к двум знакомым и важным для нас понятиям – Креста и Крещения. Идея обрезания – идея крестного пути за Богом. Сам Господь со Своей стороны, став Человеком, соблюдает этот обряд и привносит в него тайну Крещения, так же как и на Тайной Вечери, вкушение ветхозаветного агнца переходит в Таинство Тела и Крови. Апостол Павел позже будет говорить об обрезании плоти как о рукотворной, а о Крещении – как о нерукотворной связи с Богом.

Заключая Завет с человеком и исполняя ветхозаветный закон Господь показывает, что Он несет ответственность за Свои установления, так же и человек со своей стороны берет ответственность за исполнение заповедей Божиих. Господь терпит нашу боль, исполняя то, что со своей стороны люди нарушают, Он желает за нас страдать нашим страданием, Воплощается, проходит Обрезание, как начало послушания Богу всего непослушного человечества. После Своего Обрезания по человечеству, Господь заменяет его на Крещение и опять же Сам его исполняет, наделяя его Божественным смыслом. После Господнего Крещения, каждый участвующий в Таинстве начинает свой жизненный путь по Божиему пути, нарекаясь своим личным именем, получает печать Его имени. В каждом деле Божием мы видим проявление любви Божией к нам, мы можем сказать «нашим крещением крестился», «за наши грехи распят», «с нами вознесся», «мы с Ним воскреснем» и т. д.

Вот такой, на первый взгляд, незаметный и глубоко архаичный праздник может помочь нам научиться по-настоящему понимать остальные праздники, смысл которых берет свое начало еще с Ветхого Завета, за много тысяч лет до того, как мы сами появились на свет. А также дает нам возможность увидеть то, что Господь верен Своему слову, а наши обещания мы нарушаем, но искренне пожелав соработничества с Богом, мы можем сделать так, чтобы Его слово стало частью нашей жизни, чтобы внутри нас, ее стало с избытком, и мы могли поделиться ей с другими. Аминь!


клирик Пантелеимоновского храма г. Электростали,
священник Олег Сиротенко