Проповедь в Неделю 28-ю по Пятидесятнице
Неделя перед Рождеством Христовым.
«Неделя Святых Отец». (Мф. 1, 1-25; Евр. 11, 9-10, 17-23, 32-40)
Приближается праздник Рождества Христова. Рождественский пост, положенный перед этим великим праздником, близится к концу и становится строже, чем в предыдущие дни. Самое время тем, кто ещё не постился по незнанию или по лености, присоединиться ко всем постящимся, как «празднующий около одиннадцатого часа на торжище людей…», чтобы получить от Господа «динарий» за труды свои. (Мф. 20, 1-16)
Последние пять дней перед Рождеством Христовым по Уставу называются предпразднством, а последнее воскресение – «Неделей Святых Отец». Дни предпразднства по строгости поста и Уставу церковных служб отождествляются со Страстной седмицей перед праздником Пасхи. На Литургии в Неделю Святых Отец Устав богослужений предписывает чтение отрывка из Евангелия от Матфея «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова». (Мф. 1,1) В нем благовествуется родословие Господа нашего Иисуса Христа от Авраама до Иосифа, обрученного с Мариею, Материю Иисуса Христа, чтобы показать в Нём истинного Мессию – Христа и уверить всех в исполнении обетований, данных Богом Аврааму. (Быт. 1, 2, 3) и Давиду. (2Цар.7, 12-13)
Из «Родословия» видно о Его земном происхождении по плоти, и что Иисус Христос совершенный человек и все человеческое Ему не чуждо: Он жаждал и алкал (Ин. 4, 7); плакал над Лазарем усопшим (Ин. 11, 35); терпел страдания на Кресте, умер и был как человек погребен праведным Иосифом (Мф. 28, 59-60); и в то же время оставался Богом, Сыном Божиим, вторым Лицом Пресвятой Троицы; «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя». (Ин.17, 1). «…и ныне прославь Меня, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира (Ин. 17,5)
Так в Нем сочетались два естества - Божеское и человеческое. Воплотившись, став человеком, Господь Иисус Христос не переставал быть Богом, чтобы нас, по вознесении Своем, усыновить Богу Отцу. (Лк. 24, 50-51)
В этом отрывке Евангелия святой Матфей по перечислении предков Иисуса Христа открывает тайну воплощения Господа и Его рождения от Пресвятой Девы Марии. (Мф. 1, 18-25)
Иосиф не был мужем Марии, они были обручены. И ему было открыто, что Мария «имеет во чреве от Духа Святого… родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». (Мф. 1,21)
Явившийся во сне Иосифу Ангел открывает тайну воплощения, подробно описанную евангелистом Лукой (Лк. 1, 26-28): «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». (Мф. 1, 22-23; Ис. 7,14)
До Рождества Христова остается пять дней, а последний день перед праздником именуется Навечерием Рождества Христова. Этот день, по Уставу, насыщен богослужениями: Царские Часы, Литургия, которая в седмичные дни начинается вечерней. На Царских Часах читаются паремии, в которых вспоминаются события, относящиеся к Рождеству Спасителя, потомка царя Давида, а также читаются Новозаветные книги Священного Писания: Святых Евангелистов и апостола Павла. В этот день Церковь Христова усиленно приготовляет всех верующих к достойной встречи Рождества Христова.
Служба самого праздника совершается ночью, перед которой все верующие совершают особый пост, не вкушая пищи до «вечерней звезды». Такой продолжительный пост помогает встретить праздник не в тягости плоти, а в духовной радости. Пищу телесную верующие заменяют пищей духовной: больше молятся, изучают Священное Писание, как источник обогащения веры в Бога, без Которого собственными силами невозможно спастись.
О спасительности и необходимости веры апостол Павел показывает на примере Авраама и царя Давида: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». (Рим. 4,3) Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо то дел: «Блажен человек, которому Господь не вменяет греха» (Рим. 4, 7-8)
Господь прощает нам грехи, удостаивает грешника состояния блаженства за искреннее раскаяние в своих грехах.
Преподобный Серафим, говоря о необходимости укрепления веры в Бога, учит нас о «стяжании Духа Святого», которое достигается непрерывной молитвой, покаянием на исповеди, причащением Святых Христовых Тайн. А святой апостол Павел пишет: «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами». (2Кор. 6,1) Апостол призывает всех верующих, принявших Святое Крещение, не делать свою жизнь напрасно прожитою, а жить по заповедям Божиим. «Ибо сказано: «во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе…» (2Кор. 6,2)
Для такой благодатной жизни Господь посылает нам Духа Святого: «на сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа» (2Кор. 5,5)
Для достижения святости апостол Павел даёт «рецепт»: «быть мертвым для греха…» (Рим. 6, 11-14), и жить для добра и правды «во Христе Иисусе Господе нашем…». Время поста ещё не закончилось, мы можем подготовить себя к достойной встрече Богомладенца и принести Ему в ясли подарки, очистившись от всякой скверны. Аминь.
Настоятель Богоявленского храма с.Бисерово протоиерей Сергий Дворецкий