Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

Проповедь в Неделю 27-ю по Пятидесятнице

19.12.21

                            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

           Сегодня  на воскресной праздничной литургии мы, дорогие братья и сестры, Слышали обращенные к нам слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, слова, которые ввиду своей абсолютной значимости, ввиду своей актуальности , ввиду своей непреходящей истинности являются для нас  словами в высшей степени важными, словами, заключающими указание на жизненный смысл нашего человеческого предназначения и нашего вечного предопределения: «Много званных, но мало избранных». На этих словах мы должны сосредоточить наше внимание, чтобы стремиться никогда не забывать о главной цели нашего существования здесь, в этом временном и скоропреходящем мире. Цель человеческой жизни есть великая тайна. Эта тайна нам открывается в притчах Евангелия о будущем Царстве  Божием. Тема  прочитанного сегодня Евангелия включает вопрос о человеческой свободе и о человеческом достоинстве в их отношении к Богу, который по своей абсолютной благости призывает всех людей в Своё Небесное Царство. Открывая нам в красочном образе царского гостеприимства реальность будущего Царства Божьего, в которое войдет только тот, кто всей душой стремится в него войти, Господь сказал: «Много званных, но мало избранных».

            Эти слова звучат для нас как призыв, как предупреждение, как предложение и как приглашение.  Мы должны очнуться, встрепенуться, опомниться и глубоко

задуматься над тем, что нас ждёт в будущей вечной жизни, которая для всех нас неотвратимо и неизбежно приближается и которая требует с нашей стороны глубокого пересмотра всей нашей неправедной и недостойной жизни с её безответственностью, косностью, рассеянностью, бесчувственностью, холодностью и праздностью. Мы должны принять как самую ясную и очевидную реальность, как самый неотразимый аргумент, истину о том, что перед Божественным приглашением следовать в Царство Божие ничтожны все наши земные дела и задачи, все наши временные увлечения и эфемерные надежды и все наши хрупкие старания  продлить наше земное существование, которое представляется лишь кратковременной альтернативой нашему неизбежному исчезновению.  В один час, в один какой-то миг каждый человек переступит порог земного бытия , пройдет через врата смерти и окажется лицом к лицу перед новой непостижимой реальностью, которая станет для него окончательной, неизменной и вечной. Тогда уже не останется и не будет никакой возможности возвращения назад, в свою прошлую жизнь, в сферу сущностного становления на земле, где дано было время, чтобы сделать выбор между жизнью и смертью, между светом и тьмою, между следованием за Христом и жизнью по стихиям мира сего.

             Большинство людей в нашем современном мире вместо осознанного и свободного принятия узкого и трудного пути в Царство Небесное, по которому шли святые праведники, истинные герои духа, подвижники веры и благочестия, предпочитает идти широкой дорогой суеты, неверия и нечестия, где человека захватывает молва житейских попечений с заботами о завтрашнем дне,  с томлением, пресыщением и скукой, с забавами и развлечениями, обогащением и неправдой. Большинство людей живёт без какой-либо высокой цели, без подлинного понимания смысла жизни, без всякого стремления постичь уникальную и ни с чем несравнимую ценность бытия. Многие люди в наше время утратили религиозную веру , потеряли связь с глубокой фундаментальной основой жизни, источником которой является абсолютная благость Бога, и в своей слепой погоне за богатством, славой и наслаждением оказались неспособными увидеть и осознать, что избранный ими путь ведёт их в вечную погибель. Выбор ими уже сделан, реализован и осуществлен. Этот выбор действительно реализован каждым человеком здесь на земле в его индивидуальной человеческой судьбе, в его отношении  к Богу и к будущей вечной жизни.  

           Если человек живёт, забыв о своём высоком заповеданном Богом предназначении, не заботясь о нравственном достоинстве своей бессмертной души, не помышляя о своём долге любить правду и прощать других людей, если он ставит выше почесть, чем честь, если он всегда поступает по своей гордой  и жёсткой воле, если он предан своей стихийной склонности к беззаконию, если он надменно превозносится над теми, кто несчастен и беден, если он отвергает Бога и не чтит Его как Творца мира и Подателя жизни, то такой человек не может принадлежать Царству Божьему.

          Если человек отрицает истину Боговоплощения, если он не любит Христа, если он не ценит Его беспредельную благость, кротость, смирение и крайнее снисхождение, если этого человека, всецело преданного своим земным попечениям, нисколько не трогает и совершенно не волнует исключительное человеколюбие Христа, Его жертвенная любовь, Его искупительные крестные страдания, Его смерть за всех нас и Его Воскресение, которым Он открыл врата вечной жизни для всех верующих в Него людей, то такой человек сделал свой роковой смертоносный выбор, который исключает  какую- либо возможность быть в сонме праведников, избранных для Царства Божьего.

           «Много званных, но мало избранных». Званные- это те люди, которые слышали голос Бога в своей душе,  но старались тотчас заглушить его, чтобы с нечаянным приобретением веры не потерять свою мнимую свободу, которой они дорожили  больше всего на свете, потому что эта свобода открывала им простор для стихии беззакония и постыдных  страстей. Вера есть верность Богу и означает гарантию достоинства личной жизни, поскольку только в свете религиозной веры человек способен осознавать свою ответственность за божественный дар бытия. Многие люди в своей повседневной жизни желают убежать от ответственности перед судом своей совести, безрассудно полагая в своей наивности, что можно укрыться от ответа перед всеведущим Богом. Эти люди предпочли мрачную и не преображённую стихию своей гордости и чувственности христианскому пути в Царство Божие.

             Званные- это те люди, которых могла восхищать своей грандиозностью и своим великолепием картина созданного Богом космического универсума, картина, которая вдохновляла израильских пророков, так же, как позднее она восхищала европейских учёных, философов и поэтов. Но, в отличие от них, большинство людей не пожелало воздать дань хвалы и славословия Зиждителю всего творения Богу. Большинство людей, стараясь погасить в своей душе трепетное чувство религиозного восторга, стремилось внушить себе, что вся Вселенная и весь непостижимый космический порядок возникли случайно, стихийно, сами по себе, без какой-либо определённой цели, и утешало себя иллюзией, исключающей присутствие Бога в общем универсуме бытия. Отвергая Бога как Создателя Вселенной и как Спасителя мира, эти люди исключили себя из сонма избранных Богом праведников для славы Царства Божьего.

            Званные- это те, кому открывалась Весть о Боге в наследии великих мыслителей, классиков европейской и русской религиозной философии и художественной литературы, кому были известны из древней и новейшей истории блистательные примеры высшей нравственной доблести, истинного благородства и бескорыстного служения Богу и ближним великого сонма русских святых: благоверных русских князей- Владимира, названного народом «Красным Солнышком», Бориса и Глеба, Александра Невского, Даниила Московского, Сергия Радонежского, Стефана Пермского, Димитрия Донского, патриарха Ермогена, Серафима Саровского, адмирала Феодора Ушакова, святителей Филарета Московского и Николая Японского, новомучеников и исповедников Русской Церкви, наших прославленных венценосцев, последним среди которых был Государь Император Николай Александрович, поднявший Россию на небывалую высоту её благоденствия и геополитического могущества. Но гордым и самоуверенным натурам свойственно ставить свой скепсис, своё собственное  нигилистское мнение выше признанных историей авторитетов, примеры которых  их совершенно не вдохновляют актуально откликнуться на призыв Евангелия, чтобы следовать  своей достойной и добродетельной жизнью в Царство Божие.

           Званые- это те, кому приходилось хотя бы один раз в жизни зайти в православный храм,  но кто не пожелал задуматься над самыми главными мировоззренческими вопросами: почему и для чего существует в мире Церковь; что представляет в своей сущности переживание человеком присутствия Бога; какие ценности дала миру христианская восточная православная цивилизация великой Византии и великой России; есть ли   какой- либо смысл в личной человеческой жизни, если для каждого человека она завершается смертью, погружающей его в бездну абсолютного «ничто»; существует ли в мире какая -либо сокровенная от достоверного свидетельства тайна, которая ведома лишь религиозному сознанию Церкви? Инертность, косность и праздность не позволили этим людям переменить свои убеждения, познать Бога и употребить необходимые усилия, чтобы открыть двери в Царство Небесное.

                Всё наше современное общество, весь мир, все народы Земли, все люди, которых хотя бы один раз в жизни коснулась весть о Боге, о Царстве Божием, о Христе , о Евангелии, о Церкви, могут быть причислены к той категории людей, которые в Евангелии называются «званными». Их звал на протяжение многих веков, их зовёт и теперь,  в наше время, Господь Иисус Христос в Своё Небесное Царство. Весь мир, всё человечество Господь призывает следовать за Собой, весь мир он приглашает в Своё общение, здесь на земле, в Своей Святой Церкви. Если Церковь учит о том, что после завершения земного пути, святые праведники по обетованию Божьему удостоятся быть наследниками вечной жизни в Царстве Небесном, если человек хочет, чтобы у него было будущее, в этом открываемом священном будущем нужно участвовать сегодня.

              Господь сказал: «Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк.12,49). Огонь - это наша пламенная вера, это наша искренняя любовь ко Христу, это наш ответ, наш отклик на Его приглашение  прийти  на званый ужин, о котором сегодня повествует Евангелие. Званный ужин – это образ Церкви, образ Божественной Евхаристии и образ Царства Божьего в эсхатологической  завершённости одновременно. Весь мир – это званные, их «много». А кто же избранные? Господь сказал, что их «мало». В Евангелии  от Луки они названы «малым стадом» (Лк.12,32). Несмотря на свою незаметность, кроткие последователи  Христа «наследуют землю» (Мф.5,5). Они обладают одним совершенно исключительным преимуществом, ибо становятся наследниками Царства   Божьего. Прощаясь с учениками во время Тайной Вечери, Господь  сказал: «Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем» (Лк.22,29-30).   

           Царство Божие – это Новая Реальность, это Вечная жизнь, это та запредельная перспектива бытия, которая откроется для всех последователей Господа Иисуса Христа после поприща земной жизни в будущем веке. Своим последователям Господь обещает вечные блага. Отцы Церкви учат о том, что Господь Иисус Христос, Царь Небесный, пришел в мир не потому, что имел нужду в земной человеческой жизни, но для того, чтобы нас, людей земли, сделать наследниками Своего Царства в вечной жизни на небесах. В Своем Воплощении Сын Божий стал самой глубокой, самой фундаментальной и самой существенной основой нашего бытия. Бог – Создатель Вселенной, есть в то же время и Бог – соучастник человеческой истории, её носитель, Тот, Кто вошёл в историю людей, Кто жил среди нас, Тот, Кто, «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13,8). Христос – Новый Адам, новый родоначальник всех людей и всех народов, которые в Святом Крещении  облеклись во Христа и вошли в Церковь, которая освящает Божественной благодатью весь мир, все сферы вселенского бытия. Христос – победитель смерти, Ему дана всякая власть на небе и на земле (Мф.28,18). Своей властью он дает всем свободу, и каждый человек может откликнуться на призыв Бога, голос Которого раздается в душе человека во все времена. Каждый человек свободен и способен встать на путь благочестивой и праведной жизни, стать причастником Божественной Трапезы в благодатной литургической жизни Церкви и быть «избранным» для Царства Небесного. Достойное участие в Таинстве Евхаристии заключает в себе  знак истинного избранничества,  обладающего  исключительной  и ни с чем несравнимой привилегией общения с Богом в жизни настоящей и будущей.

              В этот воскресный день, в неделю праотцев, мы призываемся к участию в Трапезе  Господней, которая готовит нас к встрече великого торжества в честь Рождества Христова. Разделяя радость всей вселенной, мы должны всей душой благодарить и славословить Христа, Сына Божия, Спасителя мира, ибо он родился на земле, стал для нас Хлебом Жизни, сошедшим с небес (Ин.6.51), чтобы дать жизнь миру (Ин.6.33), чтобы воскресить всех «в последний день» (Ин.6,54), чтобы сделать нас наследниками Царства Божьего. Сегодня Христос, истинный Бог наш, сияющий славой Своего смирения и кротости, величия и достоинства, снисхождения и милосердия,  всепрощения и любви, ожидает и приглашает всех людей, возлюбивших Его спасительное, светоносное, радостное, милостивое и благостное Пришествие  в мир как непостижимое по своему глубинному смыслу и необъятное в своём универсальном значении Богоявление, совершившееся «нас ради человек и нашего ради спасения», в Своё вечное Божественное Царство. И мы, малое стадо, люди, избранные в Его Божественный удел, славим и хвалим благословенную и препрославленную державу Царствия Его во веки веков. Аминь.

       Настоятель Ильинского храма с.Мамонтово протоиерей Евгений Жемчугин