Проповедь в Неделю 12-ю по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы слышим слова Первоверховного апостола Павла: "Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями".
Что значит распять плоть?
Как понять другие слова Апостола:
"В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих." (Послание к Римлянам гл. 7 ст. 23)
"Кто избавит меня от этого тела смерти?" (Послание к Римлянам гл. 7 ст. 24)
В чем "виновно" тело?
Как "примирить" слова о противоборстве плоти и ума, ведь также из Писания мы знаем, что телу уготовано славное преображение?
Сегодняшние строки призывают нас уяснить христианское отношение к телу, не упуская из внимания его соработничество с душой в деле нашего спасения; вспомнить то, что говорит об этом Священное Писание; Писание, в котором Господь называет себя Сыном Божиим и Сыном Человеческим.
В отличие от святых бесплотных ангелов святые угодники Божии, да и вообще все во Христе помилованные призваны к воскресению именно в преображенной плоти.
Ведь Господь в своём первом пришествии воспринял всё человеческое естество – и душу и тело.
"Что не воспринято, то не исцелено"- великая формула святых Отцов!
Одно из важнейших деланий на пути спасения - аскетизм, воздержание на первый взгляд относится прежде всего к телу и выражается, например, в ограничениях сна, употреблении пищи, сокращении других естественных потребностей, точнее, разумном управление ими.
Давайте проследим цели такого аскетизма, и его влияние на душу.
"Труды подвига воздержания приводят душу к смирению,- пишет авва Дорофей,- потому что душа состраждет телу и соучаствует во всём, что делается в теле. Так как труд телесный смиряет тело, то вместе с ним смиряется и душа".
Итак, воздержанием человек борется со своей гордостью и самолюбием, с замкнутостью на себе и своих желаниях, пытается выдавить из себя то, что встает на пути любви к Богу и людям.
Следовательно, для победы над своими грехами необходимо уменьшить любовь к себе, надеть на себя, по словам Отцов, "узду воздержания".
" Мы прикованы к себе и не хотим выйти из своей темницы к Тебе и людям", - говорил в одной из своих молитв отец Александр Мень.
"Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие, - пишет апостол Павел своему ученику и сподвижнику Тимофею, - ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, ....
имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся."
(2 Послание к Тимофею. гл. 3 ст. 1-2, 5)
Вот яркий пример людей, пребывающих в теле смерти!
В беседе о распятии плоти мы заговорили о душе не случайно. Следует помнить, что разделение грехов на плотские и душевные появилось в монашестве, эта классификация имеет свои причины, говорить о которых сейчас нет необходимости.
Апостолы, говоря о грехах, не относили их отдельно к телу и отдельно к душе - все они составляют «тело смерти», поэтому и чревоугодие, и прелюбодейство, вместе с гордостью, завистью, воровством и клеветой - всё это совокупное "тело смерти".
Распятие плоти "со страстями и похотями", это и освобождение души из греховного рабства, и уготовление тела к блаженному воскресению!
Тела наши "суть храм живущего в нас Святого Духа" (1 Послание Коринфянам
гл 6 ст. 19),
Быть «в мудрости падшего мира» мы почитаем злом, "в теле же быть не почитаем злом, так как тело не зло", говорят нам Отцы, тем самым обличая и еретиков, и различные мудрования религий мира сего, определяющих тело как злое начало.
Откровение об участии тела в блаженстве будущего века известно со времен Ветхого Завета. Царь Давид говорит Святым Духом "сердце мое и плоть моя возрадовались о Боге Живом! " (Псалтирь псалом 83 ст. 2).
В связи с этим тело требует и заботы и попечения, не в смысле угождения плоти, но в необходимости бережно относиться к дару Творца, в неизбежности предоставить отчёт в его должном употреблении.
«Позаботься о своем теле, как о храме Божием, - пишет преподобный авва Исаия, - позаботься о нем: оно должно воскреснуть, а ты должен дать отчет Богу, что сделал ты со своим телом. Сколько заботишься об уврачевании тела, когда оно заболит, столько позаботься о том, чтоб приготовить его к воскресению очищением от всех страстей".
Такое спасительное, усиливающее влияние могут и должны оказывать тело и душа друг на друга.
Телесное воздержание призвано закалять и укреплять душу в борьбе со страстями, а очищение мысли и чувств, устремленность души ко Христу готовит телу славное преображение в Вечном Царстве Живоначальной Троицы! Аминь!
Клирик Троицкого храма г.Электроугли священник Сергий Синенко