ПРОПОВЕДЬ НА РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Дорогие братья и сестры!
Сегодня, мы с вами, празднуем Рождество Пресвятой Богородицы – первый великий праздник, с которого начинается церковный год. И это не случайно, потому что, с этого события и начинается евангельская история.
Много тысячелетий назад, на заре человеческой эры, одной женщиной было совершенно богоотступление. Результатом этого действа стало изгнание первых людей из Рая и потеря человеком «золотого века». Люди вошли в довольно трудный мир, где пришлось выживать. Здесь уже не было Божией благодати и прямого богообщения. Но прошли тысячи лет и другая женщина, вновь обрела пути для примирения между Творцом и творением. Бог не отступал от человека, но вел его к избавлению от первородного проклятья. Сразу же после грехопадения Адама и Евы, Господь сообщает совратившему людей змею: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15). «Семя жены» — это выражение было тайною тайн для еврейских мудрецов. Но с наступлением христианской эры стало ясно, что имелось ввиду. С помощью одной женщины грех вошел в мир, а с помощью другой – должно прийти освобождение от власти греха. Слово «семя», в красивом и образном языке Священного Писания, означает потомство. Так Исаака и его потомков Бог именует не иначе как «Семя Авраамово» (Быт.21:12). В своей речи, направленной к евреям, Моисей называет их «семенем отцов» (Втор.10:15). Таких примеров много. Но всегда, при упоминании «семени», имеется ввиду потомство мужчин. Здесь дело даже не в том, что в Библии значительно реже, чем мужчины, упоминаются женщины. В определенные моменты события священной истории вершились женщинами: Деворой, Эсфирью, Юдифью, и о них сообщается достаточно много информации. Здесь иное: просто парадокс биологии, ведь у женщины физически отсутствует «семя». Однако, наступил уникальнейший и единожды произошедший в человеческой истории случай - когда Дева родила без участия мужского семени.
Но прежде, чем данное событие произошло человечество проделало определенный путь. Если сказать кратко, то путь этот был связан с отделением из общей массы людей, некого «святого остатка». Так было изначально при разделении людей на потомков Каина и на потомков Сифа. Так было и при наступлении Потопа, когда выжила только семья праведника. Так было и при создании Господом, для себя, особого народа. Но и в созданном народе, не все было гладко. Однако, при постоянном отступлении массы евреев от Закона, всегда сохранялись праведники. Господь увидел этот святой «остаток» в иудеях и Мессия пришел в мир через него.
Особо стоить подчеркнуть, что Творец, создавая человека, наделил его особым качеством – свободного волеизъявления. Богу не нужны безвольные рабы. Бог желает свободного и осознанного выбора. Господь всем и всегда протягивает руку, но не все протягивают руку в ответ. А здесь произошла самая настоящая синергия. Синергия — это одно из ключевых понятий православного богословия. Означает она сотрудничество Бога и человека. И только это сотрудничество открывает для человека путь ко спасению. «Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38) — это и есть отклик на волю Бога, это и есть настоящая синергия. Пресвятая Дева, на слова, сказанные Ей архангелом Гавриилом, отреагировала своим полным согласием и доверием. Она не стала сомневаться, требовать каких-то гарантий, не стала вносить «свои варианты». Она просто соединила свою волю с волей Божией. Так же, как это сделал ее Божественный Сын, молившийся в Гефсиманском саду: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39).
Всем вышеуказанным событиям предшествовало само Рождество Девы Богородицы. О нем нам повествует Священное Предание. Что же мы видим? Мы видим праведников, ее родителей, которые по воззрениям иудеев, вовсе и не считались праведниками. Несмотря на благочестивую жизнь, Господь им не давал потомства. И поэтому у них была великая печаль. Ведь отсутствие детей — это проклятие. Как много раз мы на страницах Писания видим праведные, но до поры, бездетные семьи. Это и Авраам, и Сарра, и родители пророка Самуила, и впоследствии Елизавет и Захария. И все это якобы видимое «проклятие», было не для того что бы измучить людей, а для того, чтобы, как скажет потом сам Спаситель: на них явились дела Божии. Но сотрудничество Бога с родителями не заканчивается с момента рождения долгожданных детей. Святые родители, понимая, благодаря кому это рождение произошло, посвящают своих чад Господу. Так готов был полностью и безвозвратно отдать Богу своего единственного и выстраданного ребенка Авраам, так же сделала пророчица Анна, отведя Самуила в Скинию на служение, так же сделали и родители пресвятой Девы. Они отдают Мариам на служение в Иерусалимский храм, где она пребывала, выполняя послушания, до достижения совершеннолетия.
Святая Церковь на протяжении всего церковного года, наравне с Господскими (связанными с личностью Спасителя) вспоминает и события, связанные с личностью Пресвятой Девы. Начало истории Богородицы — это ее Рождество, затем Введение во храм, затем, Рождество Спасителя и Сретение, затем великие и тяжелые дни Страстной Седмицы (где Она безгранично страдала). И в самом конце, Воскресший и победивший смерть Сын, забирает Ее на Небо. Весь год перед нами проходит жизнь Марии, не только как икона для почитания, но и как достойный пример жизни. Она являет нам образец подлинного смирения и духовной радости.
Начиная церковный год с празднования Рождества Божией Матери, будем стараться что бы пример Ее святой жизни, Ее жертвенности и доверия Богу, был главным ориентиром в нашей духовной жизни. А если станет совсем трудно, будем возносить к Ней наши молитвы, и Она обязательно нас услышит. Аминь.
протоиерей Сергий Решетняк,
настоятель Петропавловского храма пос. Обухово