Проповедь в Неделю 12-ю по Пятидесятнице
Дорогие братья и сестры! В сегодняшнем Евангелии, о юноше исполнявшем все заповеди Закона, но так и не сделавшим решительного шага ко Христу, поднимается вечная тема соотношения временного материального, но видимого благополучия («чтобы соседи по подъезду завидовали») и благополучия невидимого, но вечного.
Вышеописанная ситуация не так проста, как может показаться на первый взгляд. Ведь для осмысления и правильного ответа на поднятые в сегодняшнем Евангелии темы, необходима, во-первых, вера в жизнь вечную, которая чрезвычайно трудна для восприятия. А, во-вторых, необходимо разобраться, в чем суть нашей религиозной жизни, к чему мы стремимся и что должны сделать для этого.
Если взять иудейскую религиозную мысль, то до появления пророческих школ, призывавших к «внутренней Торе» (Иер. 31:33), смысл иудейской философии, заключался в позитивном толковании причинно-следственной связи между исполнением Закона и получением земных благ уже здесь и сейчас. «Почитай отца твоего и мать. Да будет тебе благо и долголетен будешь на земли» - гласит пятая заповедь Декалога. Очень непросто было друзьям Иова Многострадального, признавать в нем страдающего праведника. И здесь была своя логика. Потому что Пятикнижье, как в целом и ранний иудаизм, ничего не знали о вечной жизни (по этой же причине храмовое священство, так называемые «садукеи», времен Христа, не верило в загробную жизнь). А раз не знали о вечности человеческого пребывания, значит, все что воздавалось человеку в его нынешнем состоянии - это и есть итог его отношений с Господом. Иного, по их представлениям, уже не будет. В случае с Иовом, друзья следовали ветхозаветной логической формуле: «раз страдаешь - значит грешил». Именно эту формулу применяют апостолы к инвалиду от рождения, спрашивая Спасителя: «кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9:2)
Однако, с появлением так называемых школ небиим (др.-евр. נְבִיאִים, «пророческие школы»), еврейская религиозная жизнь стала «приуготовительной» к принятию Машиаха. Пророки обращают внимание не на механическое исполнение так называемых «мицв» (ивр. מִצְוָה, — «повеление», «приказание»), а на внутреннее преображение человека. Очень туманно, но все же начинает появляться в их творениях и тема человеческой вечности. «Какая первая из всех заповедей?» - вопрос, заданный отнюдь не для выяснения градации заповедей. Здесь скорее иное: религиозное сознание иудеев искало саму суть Торы, ее основу, «хребет», на котором все держится, и который является фундаментом духовной жизни. И раввин, задавший вышеуказанный вопрос о приоритете заповедей, получил от Мессии ответ: «Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.» (Мк.12:28-29). Это был ответ не только на вопрос законника, но и на вопрос богатого юноши «что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мк.10:17). Потому что юноша тоже подспудно задавал этот вопрос. Сперва, вероятно, самому себе, затем уже Христу. Сама постановка этого вопроса показывала, что часть иудеев уже вполне ясно осознавала, что только механическим исполнением, даже важнейших заповедей, трудно достичь совершенства. А совершенство, уже под влиянием как пророческой, так и учительной литературы (ктуви́м (ивр. כְּתוּבִים — «писания»), не входившей в Пятикнижье, мыслилось где-то за пределами видимой жизни. И вопрос этот чрезвычайно волновал молодого человека. Юноша не отличался уникальностью: жить он хотел благочестиво, но с комфортом.
Само по себе богатство не является грехом. Масса праведников обоих Заветов, были людьми состоятельными. Дело тут совершенно в ином. В приоритетах. Христос показал юноше прямой путь в Царство Небесное. А вопрос о двух главных заповедях здесь ключевой. Потому что возлюбить Бога, как и ближнего, невозможно, если ты привязан к своему богатству. «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24) - говорит Христос. И соблюдение двух заповедей Закона, простое на первый взгляд, на практике требует от человека огромных трудов и постоянных ограничений. Иными словами, Христос сказал юноше: «Не выполняешь, ты полноценно заповедей. Ты их выполняешь лишь формально. Это неплохо, но только для начала пути. Но человек призван к более высокой цели. Главная заповедь - «возлюби Бога», тобою игнорируется. Потому что ты любишь свое богатство. Оставь свое имение, и вот, тогда ты всецело исполнишь суть Закона».
А для молодого человека этот путь оказался неприемлем. Как цепями его душу сковал мир сей. И как уже говорилось выше, это не какая-то отличительная особенность этого человека. Это характеристика всех нас. Нам сложно отказаться от какого-то материального комфорта, ради совершенствования в духовной жизни. И чем более высок уровень этого комфорта, тем более мы от него зависим. С богатством появляется значительно больше возможностей вести по земному приятную, но праздную и даже греховную жизнь. Кнопка «чего изволите», работает на полную мощность, а «изволения» наши не всегда ведут нас в правильном направлении. Поэтому Христос и говорит, что богатому достичь пределов Его Царства значительно труднее. Мы не знаем дальнейшую судьбу юноши, хотя и сохранились предания разной степени достоверности. Но мы точно можем сказать: прямой путь к Богу юноша отверг. Может он вообще не увидит Царства Божьего, может дойдет до него каким-то трудным путем, мы этого не знаем. Но мы знаем, что Господь предлагает прямой и простой путь на Небо каждому из нас. И каждый здесь имеет полное право на выбор. Например, святой Антоний Великий, поступил ровно противоположно богатому юноше. Он отдал все свое богатство и ушел от мира в пустыню, при этом обретя сокровище небесное.
Конечно, Церковь не призывает, подобно Антонию, так радикально во что бы то не стало, менять свою жизнь. Не каждый это может вместить. У всех у нас есть здесь свои земные попечения, и очень непросто нам таким духовно слабым и маловерным идти прямым путем ко Христу. Но мы должны правильно в жизни расставлять приоритеты: что для нас главное, а что второстепенное. Мы должны осознавать, что нам помогает, а что мешает на пути к вечности. Это как раз та практическая сфера христианской жизни, которая и определяет итог жизненного пути. Сможем ли мы в конце нашего жизненного плавания, сказать подобно Богочеловеку «Я победил мир» (Ин. 16:33), или мир будет держать нас своей железной хваткой? Ответы на этот вопрос каждый из нас может писать в книге собственной жизни уже здесь и сейчас. Аминь.
священник Евгений Дорофеев,
клирик Петропавловского храма пос. Обухово