Проповедь в Неделю 7-ю по Пасхе
Дорогие братья и сестры, сегодня особый день в календаре церковного года. Мы с особой любовью вспоминаем святого Иоанна Кронштадтского. В Священном Писании есть такие стихи: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5, 14-16). Эти слова в полной мере соотносятся с жизнью святого праведного Иоанна. Ведь он действительно был светом в контексте проповеди, внутреннегонравственно-духовного мира, являясь глубокимпримером для своих современников. Стоит отметить и тот чин, который Церковь усвояетсвятому Иоанну, а именно «праведный». Что это значит? Праведным именуется человек, строго соблюдающий правила религиозной морали, которая строится на основе Христовых заповедях.Одна из важных заповедей христианской жизни дана в Евангелии от Иоанна: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём» (Ин 6, 53-56). Речь идёт о главном Таинстве Церкви - Святом Причастии. Это Таинство занимало важное место впроповеди праведного Иоанна Кронштадтского. Ведь Основателем Церкви является Христос, и поэтому в центре духовной жизни христианина - соединение с Ним в Причастии Его Святого Тела и Крови. Воплощение в жизнь этой заповедиявляется краеугольным камнем для каждого из нас. В слове о Святом Причащении праведный Иоанн Кронштадтский раскрывает суть данного Таинства. Что же мы получаем, соприкасаясь с Телом и Кровью Христовой? Стоит осознать, что в мельчайшей частичке Тела и капле Крови Христовой каждый причащающийся принимает Самого Христа. И когда совершаются православные Литургии по всему миру, то на каждом престоле во время Евхаристического канона пребывает Сам Христос. А сладостнымиплодами, приобретаемыми верующим человекомчерез Причастие, являются: освящение души и тела, очищение грехов, благочестие, мир и радость в Духе Святом. Человек может измениться,преобразиться в духе праведности. И данного преображения Господь ждёт от каждого из нас, потому что главное в мире произошло - Спасение. Спасение от смерти, от греха. А значит замки адаразбиты и двери спасения открылись. Наша задача - лишь только войти в эти открытые двери и насладиться радостью о Воскресшем Христе. И,конечно, пример Иоанна Кронштадтского, который, как мне кажется, смог на своём духовном пути ясно показать величие данного выбора жизни со Христом, вдохновляет и даёт надежду на личное спасение. Можно много приводить примеров благочестивых трудов праведного Иоанна, но, главное, хочется отметить ту любовь, которая обитала в его сердце: «Вторая (заповедь) подобная ей (первой): возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мк 12:31).Любовь, которая созидает всё вокруг себя. Невозможно совершить столько трудов, если твоё сердце пустое и безжизненное. А также недостижимо произрастить такие великие плоды. Благочестие, любовь и жизнь во Христе далиправедному Иоанну Кронштадтскому возможность изменить и преобразить тот вначале маленький, а впоследствии огромный мир, который вверил ему Господь.
Будем, дорогие братья и сёстры, стараться подражать нашему великому святому праведному Иоанну, святость которого простирается за пределы нашего отечества. А начать надо с самого малого, с изменения себя. У преподобного Серафима Саровского есть такая фраза: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся». Это обращение ко всем нам, и начало каждый из нас может положить уже сегодня, не дожидаясь завтра. Аминь.
Настоятель храма святой блаженной Матроны Московской священник Андрей Чадин