Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

Проповедь в Неделю 2-ю по Пасхе

09.05.21

В день особого воспоминания апостола Фомы наиболее уместно поразмыслить о том, что такое вера для христианина. Многими вера воспринимается, прежде всего, как доверие Богу. Ярким примером такой веры является ветхозаветный праотец Авраам. Ему вменилась в праведность вера в обещание многочисленного потомства. (Быт 15:1-6).  При этом он уже был старым бездетным человеком, и поверить слову Божию действительно было подвигом. Апостол Павел размышляя над этим событием пишет, что «зачтется и нам наша вера в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, Господа нашего, Который смерти был предан за наши согрешения и воскрешен к оправданию нашему» (Рим 4:24-25) От нас, также как от Авраама, требуется довериться Господу Богу в деле нашего спасения. Это доверие требует во-первых уверенности в реальности невидимого нам (Евр 11:1). Человек, доверяющий лишь тому, что видит телесными очами, не сможет даже начать личные отношения с Богом. Во-вторых, мы должны твердо уяснить, что войти в Царство Божие благодаря своим личным добродетелям или тем более соблюдением религиозных предписаний невозможно, но только по вере в пролитую Кровь Христа Иисуса (Рим 3:25,28). Конечно, спасение верою не отменяет необходимость жизни по совести, но добрые дела и избегание греха являются скорее следствием веры, нежели «пропуском» в Царствие Божие.  А в-третьих необходимо искать Бога, как пишет апостол Павел «вознаграждает Он тех, кто искренно ищет Его» (Евр 11:6).

Последнее может вызвать недоумение у воцерковленных людей. «Мы уже нашли Бога, стали верующими, в храм, вот, ходим регулярно и соборуемся раз в год. Нужно ли нам Его искать?», - скажут люди, не понимающие, что такое поиск Бога. По сути, искать Бога – значит пытаться понять Его волю для того, чтобы её исполнить. У нецерковного человека поиск может выражаться в интересе к различным религиям, философским течениям, духовным практикам. По мере вхождения в Церковь человек научается молитве, как обращению к Богу. Учится слышать Бога, чтобы понять, что Он хочет от него. И, конечно же, это не навык, который можно освоить один раз и использовать всю жизнь. Искание Бога – это процесс, требующий регулярного труда. Если процесс остановить, то может уйти всё сделанное до этого.

Вера также предполагает верность Богу. Ярким примером этого являются христианские мученики, как древние, так и современные. Подобно тому, как в обычной жизни человек часто полностью себя показывает в экстремальных условиях (например в туристическом походе или в сложной ситуации на работе), также и человек являет всё то, что касается его веры в лишениях, в обстоятельствах, когда выбор в пользу христианском веры лишит его чего-нибудь в материальном мире: комфорта, имущества или самой жизни. Также важно уяснить, что практически любой герой веры не стал таковым спонтанно. Подвигу предшествует серьёзный труд. Он подчас заключается в вещах тривиальных, обыденных. Рассказывать о христианстве, особенно когда спрашивают, поступать по Закону Божию, а не как придется, в общем, соответствовать жизнью той благодати, которую мы получаем от Господа – вот путь к настоящей праведности.

Если была бы возможность из сегодняшней проповеди уяснить и запомнить только одну мысль – лучше запомнить следующее. Над верою, также как и над любовью, необходимо трудится. Нельзя говорить себе: «Я человек верующий, уверен в существовании Бога, доверяю Ему, сохраняю верность. В этом вопросе у меня всё хорошо. Можно не переживать.» Христианин каждый день вынужден укреплять веру во всех её аспектах. И тогда действительно мы сможем войти в радость Царства Божия.

Настоятель Успенского храма г.Ногинск священник Артемий Колягин