Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

Проповедь на Евангельское чтение 2-й Недели Великого поста

25.03.21

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 Сегодня, во вторую неделю Великого поста, мы с Вами, братья и сестры, слышали Евангельское повествование о расслабленном человеке, которого на одре болезни несли четверо в дом к Иисусу, чтобы просить исцеления больному. Эту историю о страдающем тяжелым недугом человеке нам рассказывают все три синоптических Евангелия с небольшими дополнениями и уточнениями, т.е. описывают это событие три евангелиста - Матфей, Марк и Лука.

  По возвращении в Капернаум Господь наш Иисус Христос остановился в доме, который очень скоро наполнился слушающими Слово Божие. Друзья, а может быть и родственники расслабленного не смогли обычным образом протиснуться сквозь толпу и через двери попасть в дом. Им пришлось разобрать даже кровлю, чтобы страдающего больного, минуя толпу, спустить к ногам Спасителя.

 Молва о том, что именно в этом доме остановился Учитель, очень быстро распространилась среди населения  Капернаума, и именно этим объясняется то, что дом так был переполнен слушающими. Все это нам говорит о том, что многие люди, населяющие Палестину в те времена, конечно же хотели воочию убедиться в величии некоего Пророка, который «говорит и делает со властью» и  о котором ходило так много самых разных слухов. Но истинный смысл того, что пытался донести до их сердец Спаситель и то, к чему Он призывал, мало кого вообще занимало. Проще сказать, люди не нуждались в Нем и были не способны вместить в свое сердце Слово Божие, поэтому и ждали от Иисуса каких-то внешних чудес, внешних проявлений своих ожиданий. Они хотели видеть и верить в чудеса, и именно это праздное любопытство заставляло их искать Христа и следовать за Ним.  Как результат такой духовной слепоты, мы видим, что Спаситель неминуемо сталкивается с людской злобой, нечуствием, жестокосердием и ненавистью книжников, которые были весьма образованны и научены закону. Но они на исцеление расслабленного отреагировали укором и «помышляли злое в сердце своем». Такая реакция книжников понятна по той самой причине, что  они во Христе не видели Божественного учителя, но считали его одним из тех, кто уводит народ от истинного почитания Бога. Они считали Христа ниже себя по своему социальному статусу и по гордости своей искали, в чем бы его уловить. Вот поэтому они и не могли разуметь духовный смысл в исцелении расслабленного - для них это проявление любви Спасителя к человеку оказалось лишь внешним видимым действием, пусть даже и чудесным: человек встал с постели, взял кровать свою и пошел домой!

 Но обратимся, братья и сестры, к духовному смыслу этого повествования. Чудо, сотворенное над расслабленным, для нас очень утешительно, и оно очень многое нам объясняет. Даже совершенно расслабленный человек, т.е. безнадежно больной, оказывается, может получить исцеление и спасение от Бога. Это есть проявление милосердия Божьего к нам, грешным людям. Все наши болезни и такое расслабление, подобное евангельскому больному, возможно, являются в нас как следствие нашей греховности и, несмотря на наше падшее состояние, Господь все же исцеляет нас: « чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2;5). И мы радуемся такому чуду, что дает нам Господь время еще понаслаждаться днями жизни нашей.

  Вот в таком простом евангельском эпизоде, одном из бесконечных случаев исцелений, которые творил Господь, сокрыт для нас огромный духовный смысл. Каждый из нас расслаблен. И эта расслабленность проявляется почти во всем, практически в любых ситуациях нашей жизни, когда мы сталкиваемся с проявлениями  жестокости,  нечуствия  и безразличия к Богу и ближнему в сердце своем. И Господь на примере расслабленного из сегодняшнего евангелького чтения дает нам понять, что только Он нам может дать исцеление, но от нас тоже требуются необходимые духовные усилия для преодоления своего греховного состояния.

  Поэтому, братья и сестры, будем просить у Господа, будем стараться хотя бы захотеть этого просить, чтобы Он нас восставил из нашего расслабления, чтобы нам так же потрудиться для Него и ближних, как Он потрудился для нас. Аминь.

священник Александр Минкин,
клирик Богоявленского собора г. Ногинска