Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее
Дорогие братья и сестры, мы с вами подошли к 1-й подготовительной неделе Великого Поста. В сегодняшнем Евангельском чтении Господь говорит нам притчу о мытаре и фарисее - «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» (Лк.18,9-13).
Тут нужно сделать небольшое отступление и сказать о том, кем в жизни Иудеи в то время были мытари и фарисеи.
Мытари были сборщиками податей или налогов. Так как Иудея была под властью Римской империи, то и налоги платились в казну языческого Рима. Мытарей считали грешниками и предателями своего народа и поэтому относились к ним с великим презрением, что мы очень часто и видим в Евангельском повествовании. С ними не принято было даже общаться. Часто мытари брали налоги сверх меры и присваивали разницу себе, тем самым обогащаясь за счет соплеменников. Фактически само слово мытарь являлось синонимом слова грешник.
Фарисеи были представителями всеми уважаемого религиозного течения в древнем иудаизме, и оказывали очень большое влияние на еврейский народ. Стремясь как можно точнее исполнить закон, они постепенно свели богопочитание к исполнению внешних правил, «преданий», многие из которых фарисеи сами и придумали. Они очень гордились исполнением всех этих преданий и считали себя праведниками.
И вот оказалось, что грешник-мытарь «пошёл оправданным в дом свой более, нежели» праведник-фарисей. Почему? Христос учит нас, что первое условие для спасения – это смирение и покаяние, а главные препятствия – гордость и превозношение. Недаром в последовании утренних молитв мы в первую очередь молимся молитвой мытаря: «Боже, милостив буде мне, грешному». Эта молитва настраивает нас именно на то покаянное чувство, с которым молился мытарь и которое подобает нам при совершении молитвословия. Господь принимает от нас молитву, когда она идет из смиренного сердца, когда человек осознает свою греховность перед Богом. Мытарево смирение является основой всей духовной жизни христианина. По словам преподобного Исаака Ниневийского, подвижники получают награду не за свои труды, а за смирение в них.
Гордый же и надменный фарисей, осуждая своего ближнего, никогда в таком состоянии не сможет получить от Бога прощения грехов, так как сам ставит непреодолимую преграду для этого. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). И именно поэтому превозносившийся фарисей был обличен и посрамлен Богом: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя, возвысится» (Лк. 18:14).
Таким образом, дорогие братья и сестры, следуя тем спасительным ориентирам, которые прозвучали из уст Господа нашего Иисуса Христа в этой притче, будем стараться впредь поступать благоразумно, не превозносясь и не осуждая ближних, а глубже вглядываясь в свое собственное сердце полное грехов и стараясь исправлять свою жизнь. Аминь.
Клирик Богоявленского собора г. Ногинска протоиерей Сергий Вершков