Проповедь на Неделю по Рождестве Христовом
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В первое воскресенье после Рождества Христова Церковь прославляет праведного Иосифа Обручника, святого пророка и царя Давида и брата Господня по плоти апостола Иакова, первого епископа Иерусалимской Церкви. И этот воскресный день сегодня совпадает с памятью 20000 мучеников, сожженных в церкви в Никомидии и прочих, тамо же вне церкви пострадавших, отмечаемого 10 января. Событие Рождества Христова стало исполнением обещания Бога, произнесенное им в раю. Ожидание этого исполнения было долгим и томительным.
Многими пророками было предсказано каким будет это великое событие. Среди этих пророков Церковь именует ныне чтимого царя и псалмопевца Давида, родственника Господа по плоти. Во многих псалмах царь и пророк Давид указывал пророчества о Мессии, которые были изречены Духом Святым через него. Он предсказал приход в мир Христа Спасителя (Пс.88, 20), поклонение волхвов и будущее служение Мессии. Жизнь пророка была наполнена подвигами, заботами о государственном устройстве. Были в его жизни и тяжкие грехопадения, но примеры его покаяния остаются для нас величайшим примером и уроком. Благодатью Святого Духа царь Давид составил Псалтирь, псалмы которой мы слышим на каждом богослужении. Это образец благочестия для каждого из нас.
А примером того, как надо внимать и исполнять пророчества отражены в житиях святых вспоминаемых сегодня. Иосиф по прямой линии происходил из рода царя Давида. Бог все время направлял Иосифа. По Божьему повелению, он был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, взял в жены Марию, предпринимает спешный отъезд в Египет, небоязненно возвращается и селится в городе Назарет. По святой чистоте он и в мыслях не мог допустить подумать что-либо скверное о Деве Марии, почему и был способен неизвращенным разумом принять от Ангела весть о тайне боговоплощения.
Иаков, брат Господень, старший сын Иосифа Обручника от его первого брака с Соломонией. Он вспоминается со своим отцом Иосифом и святым царем и пророком Давидом, потому что, по преданию, сопровождал святое семейство при бегстве в Египет, служа им. За богоугодную жизнь он был избран первым епископом Иерусалимской Церкви. Он имел уважение не только среди христиан, но и со стороны иудеев. Святой составил Божественную литургию, которая легла в основание Литургии, составленных святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. Также Церковь сохранила его Послание.
Родившись в Вифлееме, Господь рождается в наших сердцах и пребывает с нами, если мы храним верность Ему и основанной Им Церкви. Он с нами, когда мы молимся и участвуем в церковных таинствах, творим добрые дела. «Ожидая и предвидя пришествие Мессии, пророк Исаия восклицает: «С нами Бог!» (Ис. 8, 10). Его богодухновенные слова являются источником неизреченной радости для миллионов христиан.» (из Рождественского послания Патриарха Кирилла). И этот девиз многие христиане исполнили в праздник Рождества Христова в 302 году в правление злочестивого императора Максимиана Геркула, когда христианская вера в Никомидии процветала, возрастая изо дня в день. При совершении праздничного богослужения воины императора обступили церковь со всех сторон, чтобы никто не вышел, а царский посыльный, войдя внутрь, явил христианам императорский указ, в котором говорилось, что-либо тотчас принесут они жертву идолам, либо все будут сожжены. Тогда архидиакон, мужественный Христов ратник, воспламенился Божественной ревностью и стал ободрять народ, напоминая верующим о трех отроках в Вавилонской печи. Народ воодушевился, желая умереть за Христа, и все оглашенные были крещены и миропомазаны. Тогда воины подожгли храм со всех сторон, и христиане числом 20 000 сгорели в огне, воспевая славословия Богу. Так доблестно скончались многочисленные мужи и жены, девы и отроки, младенцы, восприняв венцы неувядаемой славы в Царстве Христовом.
«Свидетели все святые Божии человеки, кои, узрев в своей душе Господа, шли на смерть, как жених идет на брак.», - пишет прот. Григорий Дьяченко. Блаженство и счастье для каждого верующего и здравомыслящего человека заключаются в словах псалма царя и пророка Давида. В них говорится, что блажен тот, кто не ходит на совет нечестивых, и на пути грешных не встает, и на сидение губителей не садится, поступает по воле Господней и постоянно поучается в законе Его. (Пс. 1, 1-2)
Евангельское чтение Мф. 2, 13-23 говорит нам о том, сколько претерпевают Пресвятая Богородица, Иосиф и Иаков, показывают подвиг мужества, терпения, смирения, для того, чтобы сберечь Младенца. (Лк. 21, 19) Это бегство Иисуса Христа в Египет предпринято по наставлению Ангела Господня и представляет нам пример для руководства на путях нашей жизни. На одной из проповеди архимандрит Кирилл (Павлов) сказал, что закон Божий и здравое рассуждение внушают нам заботиться о сохранении жизни и благосостояния, как даров Божиих, и обязывают нас устраняться от предусматриваемых опасностей. Нужно поступать так, как поступал Спаситель, т.е. «…не вдаваться в опасность, уклоняться от нее, сколько возможно,…», не ожидая для нашего спасения чудес свыше.
Иисус Христос, как говорили пророки, в том числе и царь Давид, прошел всю жизнь унижений и страданий за грехи людские, воссел одесную престола величествия на Небесах (Евр. 12, 1-2). Мы видим это с самых первых моментов пришествия Спасителя в мир. Он полагается в ясли, неудобное и неприспособленное для новорожденных место. Потом Святое семейство вынуждено бежать в Египет, претерпевая в дороге трудности и устрашения. Затем они не могут прийти в Вифлеем, и вынуждены поселиться в Назарете.
Истинный христианин – воин и подвижник, которого за труды и подвиги ожидают покой и награда. Итак, будем в своих молитвах прославлять благочестивую и богоугодную жизнь мучеников, праведников, сродников по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Будем усердно просить их умолить Христа Спасителя о прощении наших согрешений, о даровании нам земного благоденствия и Небесного Царствия.
Аминь.
клирик Свято-Троицкого храма г. Старая Купавна,
протоиерей Владимир Владимиров