Проповедь на притчу о злых виноградарях
Господь рассказал притчу о том, как некий человек сдал свой виноградник в аренду «и отлучился на долгое время». Потом он неоднократно посылал рабов, чтобы получить оговоренную плату, а напоследок послал и сына Своего. Но арендаторы то били, то убивали посланных. Убив же Сына, рассчитывали завладеть виноградником.
Непонятно, как виноградари не подумали что, в конце концов, хозяин непременно «придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим»? Народ, слушавший эту притчу, сразу понял, что именно так и будет.
Но первосвященники и книжники, хотя и «поняли, что о них сказал Он эту притчу» (Лк.20,19); хотя и узнали заранее, какой у нее конец, - все же дерзнули прожить эту притчу до конца, и искали, «чтобы наложить на Него руки» (Лк.20,19).
В заключение притчи, Христос применяет к себе 22-23 стихи 117 псалма, называя Себя Камнем, который отвергли строители, т.е. вожди иудейского народа, но Который сделался главою угла – стал краеугольным камнем величественного здания новозаветной Церкви.
Закончив притчу, Господь пожелал, чтобы слушатели сами произнесли над собой приговор, что они действительно и сделали, а затем сказали: «Да не будет этого с нами». Ибо далее говорится о том, что Он, т.е. Бог, «виноград предаст иным делателям» (следовательно иные делатели – апостолы и их преемники, пастыри Христовой Церкви.)
Поняв весь глубокий смысл сей притчи до конца, первосвященники и фарисеи … старались схватить Его, но побоялись народа, т.е. народного возмущения, вызванного в защиту Господа, почитавшего пророков.
Вот так ослепляют страсти: страсть иметь, страсть властвовать. По причине такого безнадежного ослепления Господь и отнял у иудейских первосвященников и книжников владение Своим виноградником, Своей Церковью.
У Святых отцов говорится, что мы должны бороться со страстями и достигать бесстрастия. Что такое страсть? Страсти – это извращение человеческой природы, её естественных сил, способностей и стремлений. Бог многое дал человеку, чтобы он правильно использовал эти силы во благо. Но увы, любые, даже самые высокие Божии дары можно извратить, и тогда они вместо добра приносят зло и вместо пользы – вред и разрушение. Если человек не будет к себе внимательным и не употребит свои силы во благо, то явится диавол и извратит эти способности и начнет их использовать в своих целях. Нам дано видеть, что страсти есть не что иное, как извращение стремлений, способностей и сил человеческой природы. Сами эти силы и способности при правильном их использовании не являются грехом. Грехом они становятся от злоупотреблений. Каждая страсть является болезнью и наносит вред человеку. Одним из опаснейших свойств страстей является то, что они овладевают человеком и превращают его в раба и умеют хорошо прятаться и принимать вид добрых дел и качеств. Мы порой не только не замечаем наши страсти, но еще и принимаем их за добродетели.
Бесстрастие, как говорят Святые Отцы, есть, во-первых, отсутствие страстей, а во-вторых, наличие противоположных этим страстям добродетелей. Будем старательными и внимательными в своей духовной жизни. Только в сердцах смиренных и сокрушенных от страстей творится великая тайна силы Божией. Нужно помнить слова Господа Нашего Иисуса Христа: «Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11,29) и никогда не забывать страшных слов апостола Петра: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5, 5).
Возвращаясь к притче Господа нашего Иисуса Христа, мы видим, что теперь виноградник Господа состоит уже из всех народов, и трудиться в нем определено епископам и пресвитерам Христовой церкви. Но теперь Господь особенно заботится, чтобы не вышло как с теми, первыми арендаторами.
Аминь.
протоиерей Александр Шарапов,
клирик Троицкого храма с. Балобаново