Проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами за Божественной Литургией слышали отрывок Евангельского повествования от Луки (Лк.12;16-21). Это притча о богаче, сказанная Господом, в продолжение беседы с народом, среди которого был молодой человек обратившийся к Учителю с просьбой разрешить имущественный спор с братом (Лк.12;13). Братья делили наследство. Иисус Христос не стал решать их спор (Лк.12;14),ответив, что нет у Него такого права. Так как для решения подобных вопросов у иудеев существовали различные учреждения и суды. При этом Христос сказал, «… смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.»(Лк.12;15). С учётом этого обстоятельства, притча становится более понятной. У некоторого человека, богатого, уродился обильный урожай. Такой, что не мог поместиться в существующие у данного человека амбары и хранилища. Что же решает этот любостяжатель? Он, радуясь, решил сломать существующие житницы, построить на их месте значительно большие прежних. Спрашивается: Для чего? Какова истинная цель? Ведь наверное бывшие у него амбары и хранилища вполне покрывали потребность его семьи в запасах. Он считался богатым, был обеспечен на перспективу. Богач мог бы как-то по иному распорядиться прибытком урожая, например продать, или поделиться с родственниками, или выплатить жалование частью урожая работникам (которые у него наверняка были). И уже совсем не приемлемый для алчного (в данном случае это и есть страсть алчности) человека выход: раздать нуждающимся хотя бы прошлогодние запасы, а новый урожай сложить в освободившиеся в хранилищах места. Нет! Жадина не приемлет расставания и жертвы ни чего, что идёт к нему в руки. Он радуется прибытку. Говорит себе: «…много добра… лежит… на многие годы..., ешь, пей, веселись.» (Лк.12;19). Человек опьянён удачей. Жадность не берёт в учёт даже обстоятельств, которые несомненно последуют от принятия такого решения. Это возможные потери части урожая за время постройки, перемещений и перекладываний существующего и нового. А так же немалые финансовые издержки на строительство новых житниц. Как вразумление и отрезвление звучат слова Бога: «…безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.» (Лк.12;20-21). Чему мы с вами можем научиться у Иисуса Христа этой притчей? Тому, что любостяжание и жадность есть страсть приобретения земных богатств. Эти богатства тленны (вор крадёт, моль и ржа точат). Забота о земном становится приоритетом, затмевая сердце человека для небесного. Временное становится главнее вечного. Не надо воспринимать притчу как руководство к тому, что бы не трудиться. Трудиться необходимо. Обеспечивать себя и своих близких. При этом помнить о главной нашей цели земного пребывания. А именно спасения нашей бессмертной души. Спаситель претерпел Крестную смерть для того, что бы мы помнили, Господь любит нас и жаждет спасения каждой душе. Путь к спасению лежит через Его учение, через принятие Его заповедей и их выполнение. Уместно вспомнить поучение Господа в Нагорной проповеди: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его и это всё (что есть? что пить? Или во что одеться?) приложится вам (Мф.6;33). Как нам искать Царствия Божия? Ответ прост: Молиться, поститься, помнить Бога, Его учение. И главное любить всех и вся творение Господа. Богатейте в Бога. Аминь.
священник Сергий Тыртов,
клирик Богоявленского собора г. Ногинска