Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

Проповедь на День памяти Апостола и Евангелиста Матфея

29.11.20

«Мытарства иго отверг, правды игу притяглся еси и явился еси купец всеизряднейший..» (кондак ап.Мф.)

     29 ноября, во второй день Рождественского поста, Церковь прославляет апостола и евангелиста Матфея. Чем он отличается от всех остальных апостолов? Что может привлечь наше внимание к его жизни, спустя 2000 лет после мученической кончины? Привычно слышать о мучениках за Христа, особенно в первые века распространения христианства. Но до сих пор удивляют поступки тех, кто ради Христа отказывался от всех привилегий мирской жизни.

      До встречи со Христом, Матфей был начальником мытарей (сборщиков налогов со своего народа для оккупационного римского режима). Какие человеческие качества послужили такому продвижению по службе или, наоборот, нечеловеческие поступки обратили внимание римских кураторов и подвигли на избрание Матфея начальником среди сборщиков. «Стон, слезы и горе» (Иез.2) несли эти люди своим соплеменникам. Отбирали последнее, взыскивали больше положенного, сами пользовались собранным и были позором для всего Израиля, проклятием на устах иудеев. Их приравнивали к язычникам и грешникам, с ними не общались, обходили стороной, плевали вслед, презирали как предателей Родины. И это был их выбор – жизнь в достатке и привилегиях, в роскоши и удовольствиях. И как у предателей, могло им казаться, что обратной дороги у них нет. Свои не простят, чужие не примут.

      Как и в предыдущие дни, сидел Матфей на своем месте сбора налогов, на месте пересечения торговых путей, идущих в Капернаум, месте выгодном и доходном. Сидел, пока не подошел Христос и ученики его. Подошел не царедворец со свитой, не военачальник с войском, не купец с караваном, но Сын Человеческий. В одежде простолюдина, в окружении нищих и грешников, но со властью Царя вселенной, с бесконечной любовью к каждому человеку. Другие презирали и добровольно не подходили, Христос не презрел и подошел. Смотрел не на лицо, а на сердце. И подошел не к мытарю, а своему будущему ученику, сказав: «Следуй за Мной» (Мф.9,9).

И вот - сидел один человек - начальник среди «мерзавцев» Матфей, а встал другой - уже ученик Христа, апостол и будущий евангелист. Как при сотворении мира сказал Бог: «Да будет свет. И стал свет» (Быт.1.3). Следуй за Мной, не сиди, время ожидания закончилось, наступила новая жизнь – жизнь ученика Христа, жизнь апостола. Он уже не «держался» за свое место и не переживал за последствия, не побоялся за свое будущее, потому что прошлого не стало. Он доверился Христу и поверил Ему: «это Спаситель мира». И пригласил в свой дом на великий пир, пир «новорожденного» для новой жизни, на торжество примирения с ближними. Матфей - уже не корыстолюбец и наглец, не изменник и предатель, а тот, кого Христос пошлет «больных исцелять, прокаженных очищать, мертвых воскрешать, бесов изгонять» (Мф.10,8). Перестали привлекать золото и деньги, безразлична стала власть и земные блага, своим призывом Христос вдохнул «вторую» жизнь в умирающую душу Матфея и обрел верного ученика – вплоть до его мученической кончины.

По сравнению с другими учениками, он был преуспевающим «дельцом». Сидел на «золотой жиле», приносящей постоянный доход.  Другим апостолам оставлять практически было нечего, так как те были простыми рыбаками, жили одним днем - что поймали, то и съели; бывали дни, когда сети были пусты, и они ждали следующей рыбалки. Матфей же, наоборот, мог позволить себе многое, не был голоден, у него всегда был запас. Когда пригласил в дом Христа и  учеников, соседей и мытарей, нашлось, чем угостить и даже устроить пир, к которому заранее он не готовился. Последовав за Христом, Матфей оставляет все имущество и раздает, не беря с собой на «черный» день, руководствуясь словами Учителя: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха…» (Мф.10.9), «Я посылаю вас, как овец среди волков: итак , будьте мудры, как змии, и просты , как голуби» (Мф.10.16). И так - три года следования за Христом. Матфей был свидетелем страданий, смерти и воскресения Спасителя и славного Его Вознесения на небо, а затем - двадцать семь лет со Христом на устах и в сердце, до мученической кончины в далекой и дикой Эфиопии. Восемь лет проповедовал в Палестине, где первым написал Евангелие для евреев, уверовавших во Христа и там живущих…

Евангелие от Матфея является доказательством того, что Иисус Христос - подлинный Мессия, предреченный пророками, и другого не будет (Мф.11.3). В нем изложено учение Христа в соответствие с тремя сторонами служения: как Пророка и Законодателя, как Царя над миром невидимым и видимым, и как Первосвященника, приносящего Жертву за грехи всех людей. Иисус - не дух и не ангел, а плоть от плоти израильского народа, продолжение его истории и исполнение данных ему обетований.

В своем апостольском служении апостол Матфей обошел Сирию, Лидию, Персию, Парфию и дошел до Эфиопии, страны, где жили каннибалы, варвары, для которых туземец был в первую очередь обедом.

          Живя среди людоедов, апостол Матфей мог вспоминать и оплакивать те дни, когда и сам, как «людоед» в бытность своего мытарства, отбирал последнее, налагал непосильное, был жесток и несправедлив, где он «съедал» своих сограждан поборами, бесчеловечностью. Но теперь он утешается сам и утешает других словами благовестия: «Господь пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Мф.9.13). Один раз поднявшись, апостол не оборачивался назад, «следуй за Мной» было выбором апостола на все время его призвания и среди соплеменников, и среди язычников, и среди варваров-каннибалов, где им была основана Эфиопская Церковь, построен храм в г. Мирмены, и где он поставил епископом своего спутника Платона.

 Христос преобразил мытаря Матфея в апостола и евангелиста, преобразил людоедов-каннибалов в христиан, может преобразить и нас, грешников, в праведников и святых. «Будьте святы во всех поступках» (1Пет.1.15). «Отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.» (Рим.13.12-14).

  Церковь призывает нас в эти дни Рождественского поста чаще приходить на Исповедь, приступать к Причастию, соблюдать постное вкушение и молитвенное правило, наставляться чтением  духовным, чтобы время, проведенное в посте и молитве, подготовило нас к празднику Рождества Христова, к встрече Богомладенца Христа, рожденного в Вифлееме, к ликованию небес и нашего сердца.

Настоятель Успенского храма с.Богослово

Протоиерей Сергий Уваркин