Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

Проповедь в Неделю 23-ю по Пятидесятнице

14.11.20

В прочитанном сегодняшнем отрывке из Евангелия, мы, дорогие братья и сестры, снова могли видеть столкновение Господа Нашего Иисуса Христа с силами зла, к великому сожалению, явленными в этом мире и всячески вредящими роду человеческому. Этот рассказ уместно будет рассматривать, как единый и присутствующий во всех синоптических Евангелиях, с небольшими расхождениями в каждом из них. Например, Матфей говорит о двух бесноватых, тогда как в сегодняшнем чтении у Луки (и подобно у Марка) речь идет только об одном человеке. Издревле толкователи пытались ответить  и истолковать это различие. Одним из самых слабых толкований было то, что разные евангелисты, говорят о разных бесноватых и о разных случаях. Более основательно к толкованию этого места подошли Блаженный Августин и Иоанн Златоуст. В своих выводах они сходятся на том, что бесноватых было все же двое и это был один и тот же случай, но один из одержимых был личностью «более известной в тех местах» и именно на нем фокусируют внимание Лука и Матфей, оставляя за границами своего повествования «менее известного». Однако, полностью удовлетворительного толкования, удовлетворяющего всем аспектам трактовки события, мы не найдем. Возможно, авторы следуют разным устным традициям жизнеописания Христа. Да и так ли это важно в данном случае? Весь центр нашего внимания должен быть сосредоточен на совершенно ином.

Мы должны еще раз осознать, что в  нашем мире явлено метафизическое зло. В старину, и у язычников (а область Десятиградия, страна Гадаринская, куда пришел Христос, была населена именно язычниками) и у иудеев, и у последующих поколений христиан не возникало сомнений в существовании «духов злобы поднебесной». Ныне же все, отнюдь, не так однозначно. Однажды мне довелось разговаривать с профессором психотерапевтом, с уважением относящимся к религии и можно, даже сказать, немного вступавшим на путь Истины. Но вот беда: существование демонического мира как реальности им напрочь отвергалось. Он говорил, о  мире темных сил, как мире страхов, комплексов, неврозов и тому подобное. То есть дьявол это просто ничего, то место где нет света и нет Бога. Профессору психотерапии может и простительно так думать, но к сожалению, подобные мысли возникают и у некоторых христианских богословов, так называемого «либерального» направления. Да, безусловно, существуют психические болезни как таковые и очень опасно подменять одно другим. Тут мы  иногда сталкиваемся с другой крайностью, распространенной в среде так называемой «консервативной», когда «опытные духовники» пытаются «лечить» постом и молитвой шизофрению и эпилепсию. Что приводит, к весьма печальным последствиям. Конечно причастие Тела и Крови, исповедь и покаяние необходимы в жизни болящих (впрочем, как и всех христиан), но избегать медиков в данном случае не стоит. В случае наличия действительно болезни, а не одержания, больному необходимо иметь две опоры: и духовную, и медицинскую.

Здравая позиция Церкви в данном вопросе, это отделять мух от котлет. Действительно многие признаки одержимости, написанные на страницах Святого Евангелия имеют симптомы известных ныне психических заболеваний, таких как эпилепсия (Мк.9: 17-18), сомнамбулизм (Мф 17:15) и многие другие случаи. Психиатрия и демонология на взгляд неискушенного и духовно неопытного человека весьма схожи. Особенна хрестоматийна, и зачастую неоднозначна ситуация с проявлением «второго я» в человеке. На языке науки этот феномен называется диссоциативным  расстройством. К сведению: нередко «вторая личность» ассоциирует себя с силами демонического характера. И на это стоит обращать внимание. Существуют и иные признаки разграничения болезни и одержимости. Одним из таковых является отношение к святыне. По моей многолетней практике окормления психбольницы, люди, явно страдающие психическими расстройствами, с радостью шли на исповедь и причастие, что весьма нехарактерно для одержимых. Бывает внеше абсолютно психически и физически здоровая личность, начинает, мягко говоря, неадекватно вести в храме. Особенно интересен феномен под условным названием: «мне здесь трудно дышать». Да бывает, действительно в храме, душно, но очень интересно как в полупустой церкви у человека начинаются «проблемы с дыханием», припадки, приступы страха и тому подобное. Все это может свидетельствовать именно о духовной, а не душевной болезни.

Но вернемся к сегодняшнему сюжету. Серцевидец Христос сразу понял с кем имеет дело. Поняли с Кем имеют дело и те, кто был в бесноватом. В отличии от тех, кого Христос исцелял в иудейском обществе, этот был язычником и полным социальным изгоем, живущем вдали от людей. То, что он был язычником, говорит и тот факт, что он сказал фразу: «Сын Бога Всевышнего». Эта фраза в русском переводе была характерна для язычников имевших представление о иудейской религии. К тому же Десятиградие, как было сказано выше, была страна языческая. Одержимый, живший вне цивилизации, и не знавший о Христе, называет Его по имени и падает перед Ним на колени. Этим явно указывается на знание демонов о Боге и о понимании своей ущербности пред Ним. Далее происходит короткий диалог, в котором демоны просят чтобы Господь не извергал их в бездну, а дал войти в стадо свиней. Причем в этом несчастном находился не один демон, а целое полчище – легион. А римская военная единица легион равнялась где-то 5000 воинам. И вот эта бесовская армада, по попущению Божьему, вселяется в стадо свиней, а последние кидаются со скалы во глубины Гинесаретского моря.

Но почему Господь откликнулся на просьбу бесов, почему разрешил им и адскую бездну миновать, и бедных животных погубить? Наиболее полноценно ответил нам святитель Иоанн Златоуст, который делает акцент на двух составляющих этого события. Во-первых Господь показывает людям количество демонов и масштабы разрушений, которые они могут причинять. Во-вторых, нам показано, что бесы не над чем не властны, если нет Божьего соизволения. Вообще, на страницах Писания, мы видим, что Христос либо вообще не дает бесам что-либо говорить, либо диалог имеет очень краткий по времени период. Как это контрастирует с некоторыми современными «изгоняющими дьявола», которые чуть ли не интервью у бесов берут. Отсюда, мы видим какое духовное основание имеют некоторые современные «экзорцисты».

Но людям страны Гадаринской все это показалось хоть и величественным, но не таким важным как их земной удел, их свиньи, и их собственное хозяйство. Они не могут, а скорее не желают вместить в себя святыню. Они просят Господа покинуть их пределы, чтобы и дальше жить спокойно со своими грехами и страстями, со своими свиньями. Но тот, кто был мучим страшными и грозными силами, будучи изгоем и человеком пропащим для окружающих, оказывается в полном смысле рядом со Христом. Более того, Господь посылает его на миссию к своим иноплеменникам, и он, будучи сам освобожденным, будет освобождать от рабства греха других. Очень показательное и очень характерное евангельское событие. Истинно было сказано апостолом Павлом «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор:27). Мытари, блудницы, прокаженные, слепорожденные оказываются рядом с Истиной и принимают Христа, те же пресыщенные и богатые, мудрые и сильные века оказываются, только лишь по собственной гордыне, за пределами Божьего спасения. Бог каждому протягивает свою открытую руку, но не каждый откликается на его призыв. Будем же братья и сестры помнить, о том, что все в этом мире находится под властью Творца, что путь спасения открыт для всех и будем идти по этому пути моля Господа, что бы он нас укреплял и не позволял демоническому миру  тревожить наши тела и души. Аминь.


священник Евгений Дорофеев,
настоятель Троицкого храма г. Электроугли