Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

Проповедь на отрывок из Послания к галатам

30.10.20

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!

Дорогие братья и сёстры, сегодняшние назидательные строки апостола Павла взяты из его послания к Галатам.

Выдающийся русский богослов, исследователь великого наследия апостола Павла профессор Глубоковский Н.Н. называл это послание "Евангелием христианской свободы", "наиважнейшим памятником первенствующей Церкви Христовой по историческому значению в самые решающие моменты Её жизни, и по догматической авторитетности - на все времена." Наш замечательный современник, богослов архимандрит Иануарий ( Ивлиев) писал; "Послание к Галатам – это та база, на которой зиждется прекрасное строение христианского богословия."

Важно знать что это послание, наряду со вторым посланием к коринфянам, библеисты называют автобиографическим, нам важно знать это потому, что мы, как и христиане первых веков, воспитываемся и назидаемся учением святого апостола.

Как благодарные потомки, мы должны помнить, что масштаб великого Павла не могли оценить при жизни, ему долго не доверяли, его апостольство оспаривалось, он вынужден был себя защищать.

Во многом благодаря этому, вопреки его христианской скромности, мы знаем потрясающие божественные откровения, сопровождавшие его жизнь, такие как "восхищение его до третьего неба" или рассказ о событиях Тайной Вечери, принятый апостолом от самого Спасителя.

Слыша фразу: "послание Галатам", христианин вполне уже может привести себе на ум воспоминания о сердечных тяготах; "писал вам с сердечной тугой, обливаясь слезами," и самоотверженных трудах святого апостола.

‌В сегодняшнем чтении я хотел бы остановиться на важнейших словах апостола: "человек спасается не делами Закона, а Верой."

Какие дела Закона и о какой Вере говорит великий Павел?

С некоторых пор, в преддверии многодневных постов, особенно Великого, начинаешь с грустной иронией ожидать, что чем ближе время поста, тем явственнее начинаются разговоры в Храме о том, что Пост это не столь важно, главное - Вера.

Обязательно будут упомянуты слова Апостола ; " пища нас к Богу не приближает и от Бога не отдаляет", и вспомнится что "человек делами закона не спасается... а лишь верой." Но следует отметить, нашему лукавству апостол Павел не помощник.

Итак, Закон и Вера.

Закон, о котором говорит Апостол и который пишется с большой буквы, это Ветхозаветный Закон, он был дан человеку по необходимости ограничить растущее зло.

‌Со временем же выполнение заповедей стало восприниматься людьми как некий фактор, который ставит в необходимость и буквально обязывает Бога предоставить человеку вечное спасение. Таким образом, Всемогущий Бог "ограничивался" Своим творением, ставился в "зависимость" от дел человеческих.

Пришествие в мир Христа, его Смерть и Воскресение, Преславное Вознесение даровали человечеству спасение во Христе, спасение Верою в Сына Божия и Сына Человеческого.

Вера росла и умножалась, но появившиеся иудействуюшие еретики начали внушать: чтобы быть спасенным во Христе, человек должен принадлежать к избранному народу, к Израилю. И поэтому язычники, считали они, сначала должны были обрезаться и принять Закон Моисея. Против подобных ошибочных и греховных взглядов, прежде всего, и ополчался Апостол. Нам же следует помнить, что все заповеди и уставы Православной Церкви освящены её Главой Христом и обязательны к исполнению без самовольного деления их на "главные" и "второстепенные."

‌Что же касается дел добра и милосердия во Христе, то сам апостол научает: «во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал.5,6).

Святитель Тихон Задонский, толкуя эти апостольские слова, сказал : "Вера обновляет человека, делает его расположенным к добру, исполненным любви, милостивым, терпеливым, кротким и любящим прочие христианские добродетели".

Вера.

‌Говоря о вере, мы, безусловно, соглашаемся с её превосходством, но стоит вспомнить слова, сказанные святейшим патриархом Кириллом в одной из своих проповедей; " Господу было угодно устроить Спасение от веры потому что вера требует максимального напряжения всех сил человека и духовных и нравственных и физических."

Оказывается братья и сёстры - вера это не так просто, она на поверку оказывается сложнее самоотверженного аскетического Поста и других христианских деланий.

Апостол думал о вере, как верности и доверии Богу.

Достаточно вспомнить его слова об Аврааме. Великий апостол ставит в пример праотца, готового по повелению Божию принести в жертву своего сына Исаака.

‌Старец проявляет героическое доверие Богу, не понимая цели Творца, он решительно отправляется в путь для жертвоприношения сына. Испытывая своего праведника, Господь повелевает ему принести в жертву сына не сразу, но назначает для этого место, находящееся на расстоянии трех дней пути. Каждое мгновение трёх страшных дней верный Авраам не поддается сомнениям и ропоту, которые, безусловно, насылает диавол.

Авраам остался верен своему Богу, и Бог вменил ему это в праведность. Апостол приводит в пример этот подвиг веры т. к. он потребовал от Божиего избранника максимального напряжения и духовных, и нравственных, и физических сил.

‌К такой вере, верности, доверию Богу призывает нас святой апостол Павел. Каждый христианин призван к своему подвигу, хранение от скверны чувств и помыслов, напряжения Постов, сдерживание себя от многословия и осуждения. Само стремление жизни во Христе для нас, немощных, часто становится личной Голгофой. Не будем думать о вере легкомысленно и может, даст Бог, в своё время сможем повторить вслед за Апостолом; " живу верою в сына Божия! "

Да и "Закону" мы научены "апостолом языков": "друг другу тяготы носите и тако исполните Закон Христов."

‌Аминь.

священник Сергий Синенко, 
клирик Троицкого храма, г.Электроугли