Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

Проповедь на Воздвижение Честного и Животворящего Креста

27.09.20

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Воздвижение Креста Господня ­ праздник, посвященный Кресту Христову. Орудие страшной пытки и мучительной казни, ставшее для христиан символом спасения. В самом названии праздника указывается его суть -­ торжественное поднятие Креста вверх. Это единственный из двенадцати величайших праздников годового богослужебного цикла, исторической основой которого явились не только новозаветные события, но и более поздние – связанные с историей Церкви. Песнопения праздника говорят о Кресте, который возносится над миром как «красота Церкви», как «верных утверждение». Крест – знак бесконечной любви Бога к человеку. Крест ­ показатель надругания творения над Своим Творцом. Крест ­ вестник грядущего преображения окружающего нас мира. «Да возрадуются древа дубравные, освятившуся естеству их, от Него же изначала насадишеся!» (канон Воздвижению). Предание связывает обретение Креста с равноапостольной царицей Еленой матерью Константина Великого, который став императором Византийской империи принял христианство. Иерусалимский епископ Макарий поднял Крест над молящимися людьми, чтобы он стал частью каждого верующего человека. Теперь мы все вместе можем петь­ «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Во времена апостольские по миру пронеслась весть о «безумии Креста», и как тогда так и сейчас, одни требуют знамений, другие – доказательств, но в ответ они слышат: «Мы проповедуем Христа Распятаго…»(1Кор.1:20), для некоторых полное отсутствие смысла, для остальных соблазн. Соблазн кроется в самой мысли о вере во Всемогущего Бога который, оказывается, может стать Человеком страдать и умирать. В нашем христианском понятии Господь добровольно умаляет Себя до состояния человеческого, чтобы вернуть человеку Божественное достоинство. Он исцеляет бесконечную вечную злобу, заполняет собой ужас Богооставленности, погружается в бездну смерти и побеждает ее, спускается в ад и упраздняет его, так как ад ошибся, приняв Его за очередную заблудившуюся душу. Так как Он Искупитель мира заключил в себя все естество человеческое, таков путь ждет каждого, возжелавшего идти за Ним. «Кто хочет за Мной идти, да возьмет крест свой и по Мне грядет…»(Мк.8:34). Это не значит лишь готовность к тяготам и страданиям; сами по себе они могут и не быть «крестом». «Взять крест свой» – значит отказаться от себя, а иногда и от своего, победить себялюбие, научиться жить по настоящему, учиться терпению, преданности Христу. Предшественники Константина Великого сами себя дерзновенно именовали богами, они не могли даже представить то, что истинный Бог не хочет ни величества, ни золота, ни дорогих царских одежд. Богу угодней было стать Рабом. Управляющим империей была ненавистна даже идея такого представления о Самоумаляющемся Божестве и естественно они всячески боролись с распространением христианства, так как невозможно же впустить такого Бога в свою жизнь, не отказавшись от своего почитания. Нередко и мы похожи на языческих властелинов, приписываем себе божественное достоинство, ставим себя на место Бога, думаем что это мы всем управляем и так будет всегда, надеемся на могущество, силу и безупречность. Но Господь отвергает такое мудрование, Он становится слабым, показывая нам, насколько велика Его Свобода. Пророк Исаия за много столетий до Христа пророчествует: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились»(Ис.53.5).

Дай же нам Господи всегда помнить о Тебе снисходящем к нам, как к маленьким неразумным детям, превозносящихся в своем величии и часто думающих, что мы все сможем устроить без Тебя. Благодарим тебя Господи за то, что даже когда мы забываем о Тебе и уходим в сторону, Ты никогда не забываешь о нас, Крестом Своим хранишь нашу жизнь. Аминь!