Проповедь о непрестанной памяти Страшного Суда.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Самое массовое недоразумение
— принимать вечность за очень долгое
(бесконечное?) время.
иеромонах Макарий (Маркиш)
Часто во время Божественной литургии внимательный слушатель и молитвенник слышит в тексте Просительной ектении слова, которые можно сказать, пронзают время и выводят человека за пределы его земного существования, обращают взор в бесконечность: «Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и Добраго ответа на страшном судищи Христове просим».
Интересно то, что со времени сотворения мира появляется категория «время», с помощью которой существование всего живого характеризуется понятиями «было», «есть», «будет». Много ли его у нас? Течение времени в период пребывания человека в раю в корне отличается от течения времени после грехопадения. Адам, которому не были свойственны ни смерть, ни бессмертие, своим поступком НЕПОСЛУШАНИЯ обрекает человечество на конечное бытие на земле, на страдания, муки, скорби. Второй Адам - Господь наш Иисус Христос, даруя спасение, вселяет в живущих надежду по окончании земного пути снова обрести счастье в райских обителях. Поэтому возглашаемые диаконом слова:«Христианския кончины» - дают напоминание о необходимости проведения земной жизни со Христом, в послушании Его закону и Его благодати. Это не просто соблюдение заповедей, но и, подобно благочестивому Евангельскому отроку, желание достичь большего – стать совершенными. Кроме желания, непрестанная работа над собой, активные действия по воспитанию в себе добродетелей молитвы, покаяния, милосердия, кротости не в какой-то отдельный момент времени, но и в течение всей жизни до кончины! А так как мы сознаем свою немощь и невозможность все время пребывать в делах добра, как говорит святой апостол Павел: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.» (Рим.7,15), то от всего сердца обращаемся за помощью к Богу и на его милосердие возлагаем всю нашу надежду.
Думая о дне смертном, испрашиваем послать нам силу благодати дойти до момента расставания души и тела достойно. «Доброго ответа на страшном судищи просим». С одной стороны в этих словах мы свидетельствуем о нашей вере в жизнь вечную, понимание того, что перед Богом открыты все наши дела и мысли, все наше бытие; с другой стороны, памятуя евангельские слова: «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня» Мф 25,35 понимаем, что ко всему из перечисленного так мало наберется собственных примеров жизни. Поэтому приносим слезное прошение о милости Божией и избавлении от вечных мук.
Телесная смерть человека, так или иначе, связана со злоупотреблением его свободой. Только по великому милосердию и долготерпению какое-то время отчаянных людей терпит во время их земной жизни Господь, но: « ...человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27). Православная Церковь говорит лишь о двух состояниях человека после суда, рассматриваемые как получение награды за добродетельную жизнь: праведник и грешник и, соответственно, о местах дальнейшего пребывания: в раю (богатство, счастье) или в аду(место лишенное вида). Нет желания попасть в ад, есть желание пребывать в раю, поэтому, возвращаясь к словам прошения, отметим, что у нас только одно упование – Господь наш Иисус Христос (1Кор.3:11). К этому присовокупим и слова Евангелия: «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» (Мф.24:42) Получится ужасный вывод о лично прожитой жизни, и откроется необходимость единственной надежды на Бога. Усилим свою молитву, обращая особое внимание на слова Просительной ектении, и вместе со всей Церковью воззовем к Богу о нашем спасении, добродетельной жизни и христианской кончине.
Аминь.
протоиерей Олег Волков,
клирик Богоявленского собора г. Ногинска