Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

Проповедь на отрывок из Откровения Иоанна Богослова

10.09.20

В книге Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса) во 2 и 3 главах содержатся послания семи малоазийским церквам. Во время написания текста общин в той местности было гораздо больше, и очевидно, что церкви Ефеса, Смирны, Пергама, Фиатиры, Сард, Филадельфии и Лаодикии были выбраны не случайно. В каждой из них имелись свои достижения и свои проблемы. Эти общины иллюстрируют, какие вызовы может иметь Церковь в различных местах и в разные исторические периоды. А автор Откровения пророчески указывает, что нужно делать для их преодоления. Особого внимания заслуживает Сардийская Церковь (Откр. 3:1-6).

1 И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.

2 Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим.

3 Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.

4 Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых [одеждах], ибо они достойны.

5 Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его.

6 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

Имитацию жизни, о которой говорится в первом стихе, необходимо рассмотреть в 4 аспектах:

  • - христианин лично может участвовать в богослужениях и таинствах, соблюдать посты и «вычитывать» молитвенные правила. Но если при этом он не имеет мира с ближними, с раздражением и презрительностью относится к ним, не всегда откликается на просьбы о помощи, не говоря уже о том, чтобы эту помощь предложить  – он близок к духовной смерти.
  • - христианская семья может жить под одной крышей, иметь совместный стол, ездить  вместе в отпуск. Но если между супругами нет отношений любви, настоящего общения – она близка к смерти.
  • - приходская община может иметь большое количество кружков и секций, братства и сестричества, проводить якобы миссионерские и молодёжные мероприятия. Но если всё это не приводит людей к отношениям с Господом Богом – она близка к духовной смерти.
  • - даже поместная церковь может архивировать отчёты на сотни страниц о прекрасном положении в той или иной епархии. Но если за цифрами не стоит того дела, к которому главным образом предназначена Церковь – приводить людей к Богу – она близка к смерти. Похоже, что об этом писал свт. Феофан Затворник: «Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это только видимость, внутри же отступление истинное»[1]

В общем если та или иная христианская общность живёт так, как будто Бог их не видит – это приводит к концу её жизни. Причём в семье, церкви или приходе могут быть праведники – символ белых одежд (чистоты жизни) абсолютно прозрачен (можно сравнить с Зах. 3:3-7). Но присутствие праведников не делает живым всю общность людей. Для оживления нужно во-первых вспомнить, для чего мы встали на непростой путь христианской жизни. Апостол Павел пишет, что «если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор 15:19). Значит цель наша не в мире, а в Царстве Божием. Не в исполнении всех правил, предписаний и инструкций, а в Богообщении. А когда человек вспоминает о главном, он кается, т.е. изменяет свои нынешние поступки и свое мировоззрение, внутреннее устроение и хранит, новую жизнь. Т.е избегает того, что ему мешает достигать свою духовную цель.

В конце послания читающий видит, что слова эти сказаны Духом Святым и чтобы понять как их применить в нашей жизни (иметь ухо), нужно самому пребывать в Духе Божием. Это нас наводит на мысль, не о единовременном акте покаяния, а о спасении, как о процессе. Т.е. христианин, чтобы его имя было в книге жизни, постоянно перепроверяет как соотносится его жизнь с тем, что написано в Священном Писании. Дай нам Господи духовный разум и решимость идти Твоим путём, чтобы жить с Тобою в Твоём Царстве!



[1] https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-vtoroe-poslanie-k-solunjanam/4


священник Артемий Колягин,
настоятель Успенского храма г. Ногинска