Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

Проповедь в Неделю 11-ю по Пятидесятнице

23.08.20

В сегодняшний воскресный день мы слышали притчу Господа о злом рабе. В этой притче Господь уподобил Царство Небесное «царю, который захотел сосчитаться с рабами своими» (Мф. 18:23). В числе прочих к царю был приведён раб, за которым был огромный долг – десять тысяч талантов. Сумма эта фантастическая. Как утверждают историки, приблизительно такую сумму выплатил Карфаген Риму в качестве контрибуции после окончания войн между ними. Как мог раб задолжать своему царю такую сумму? Возможно, это были проценты накопившиеся за долгие годы с какого-то старого и давно забытого долга, о котором царю напомнили недоброжелатели этого раба. Может быть, это была сумма убытков от разорившегося царского имения, которым управлял этот раб. А может Господь всего лишь использует гиперболическую фигуру речи с целью яркого выражения своей мысли. Как мы, например, когда говорим: «Я слышал этот рассказ уже тысячу раз!». На самом деле это всё неважно. А важно то, что царь полностью прощает весь огромный долг взмолившемуся о пощаде рабу. И ещё важно, что делает этот раб потом. Избежав милосердием царя тяжкой участи должника неспособного расплатиться, раб первым делом спешит уже к своему собственному должнику, задолжавшему ему сто динариев – сравнительно небольшую сумму - и, как это выразительно звучит на церковно-славянском, «емь его, давляше».  Тот, в ответ на требование об отдаче долга, умоляет точно теми же словами, которыми только что сам раб умолял царя: «Потерпи на мне, и всё отдам тебе» (Мф. 18:29). Но раб не желает поступить так, как поступили только что с ним – поступить милосердно. Он требует справедливого долга и отправляет своего должника в тюрьму. Узнав о случившемся, царь негодует на злого раба и сурово наказывает его. Заканчивает Господь притчу такими словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф.18:35). 

Как сказал сам Господь, эта притча о Царстве Небесном. В ней мы видим проявления важнейших человеческих качеств или способностей: стремление к справедливости и склонность к милосердию.  Не случайным образом объединены они здесь.  Царь проявляет милосердие к своему рабу. Справедливым было бы и рабу поступить так же со своим должником. Это справедливость евангельская. Справедливость «не от мира сего» (Ин.18:36). Не земная. Она требует от человека поступать по высшей правде, отождествляемой с правдой божественной. Служить этой правде через подражание, уподобление ей.

Но раб не хочет поступать так. Он ищет другой справедливости, другой правды: должен – отдай. Это правдаравного отмщения. Как сказано в Ветхом Завете: «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на [теле] человека, так и ему должно сделать» (Лев. 24:19-20). Это человеческая правда. Земная. Да, она спасает людей от хаоса беззакония и упорядочивает их жизнь на земле. Но она не способна возвышать человека. Делать его жизнь радостней и счастливее. Ведь она не знает милосердияпрощения и любви.

Напомню, что Небесное Царство, которому уподобил Господь происходящее в этой притче,  как сам Он учил, «внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Значит здесь вопрос к каждому из нас. Какую справедливость выберем мы? По какой правде будем строить свою жизнь? Будем ли искать божественной правды, правды любви и милосердия или же возжелаем правды земной, правды справедливого воздаяния? Но, только, делая свой жизненный выбор, не забудем, что «всякий ищущий находит» (Мф.7:8). Мы обязательно найдём то, что ищем: либо милосердную любовь, либо справедливое воздаяние. Этому и учит нас евангельская притча о милосердном царе и злом рабе. Ведьтрагедия последнего как раз и состояла в том, что он нашёлто, что искал.

Клирик Вознесенского храма г.о. Электросталь священник Вячеслав Фролов