Проповедь в день происхождения честных древ Животворящего Креста
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры! В 14-й день августа православная церковь прославляет чудодейственную силу честнаго и животворящего креста Господня, воспоминая бывшия знамения от него и от святых икон Христа Спасителя и Богоматери.
В 1164 году благоверный российский князь Андрей Боголюбский и греческий царь Мануил были принуждены идти войною каждый против врагов своего отечества. По обычаю благочестивых христианских государей, сохранявшемуся от времени святого равноапостольного царя Константина, для освящения воинов, для внушения им твердого упования на помощь свыше и для благодатного подкрепления их мужества в борьбе со врагами, при войске князя Андрея Боголюбского и царя Мануила были носимы животворящий крест Господень и знамена честных икон Спасителя и Богоматери. При таком духовном вооружении, в день решительной битвы со врагами оба названые государя видели осенения своих полков необыкновенным светом, исходящим от креста Господня и святых икон. Ободренные этим знаменем помощи Божий, войска обоих государей одержали решительную победу-первого над болгарами, а второго - над сарацинами.
Желая сохранить в памяти потомства столь знаменательный день верующих, православные государи по взаимному согласию между собою и по благословению всего священного собора установили новое светлое торжество ныне нами благочестно совершаемое. Положено на все веки в этот день молебственное празднование в храмах Божиих с освящением воды. Оно весьма поучительно для нас.
Указывая на крест Господень, как на победное оружие мы разумеем не одно внешнее ограждения себя крестным знамением. Наша мысль - показать необходимость в деле спасения внутреннего крестоношения. Один внешний знак креста, изображаемый нами на себе без деятельного последования распятому Господу, не принесет нам должного плода. Надлежит, по выражению Апостола, распинать плоть свою со страстьми и похотьми. Правда этот путь для нашей немощи не легок; Сам Господь назвал его узким, но назвал, конечно, не с тем, чтобы устрашить нас, а с тем, чтобы с одной стороны, предохранить нас от беспечности в борьбе со врагами спасения, а с другой - что бы указать нам на этот путь креста, как на самый прямой, верный и спасительный ибо написано: «кто не берет креста своего, и следует за мною, тот не достоин меня» (Мф. 10,38).
Что значит взять крест свой? –Не то, чтобы мы самопроизвольно обрекали себя на всякие скорби и лишения, но то чтобы, с покорностью воле Божией переносили все¸ что нам посылается от руки Господней. Если тебе Господь посылает болезнь, терпи ее без ропота, но и не пренебрегай благовременной помощью врача. Научись благодарить Господа за все, за самые чувствительные потери и скорби.
Одним словом, мал или велик будет наш крест,-легок или тяжел, укрепимся к мужественному несению его тою мыслию, что мы идем с ним вслед за нашим Господом. Употребляя с любовью и благоговением всегда и во всем святой Крест, Святая Церковь и всем чадам своим заповедует всегда ограждать себя знамением Креста, ибо, он есть просвещение ума нашего, укрепление душевных и телесных сил наших, укрощение дурных страстей и сердечных помыслов наших, он разрушает и уничтожает все наветы и козни врага нашего диавола, который ничего так не боится и не трепещет, как Божественной силы и знамения Животворящего Креста Господня.
Господь Бог, да сохранит вас и укрепит силою животворящего креста на всех ваших жизненных путях. Аминь.
протоиерей Валерий Розанов,
клирик Вознесенского храма г. Электростали