Проповедь в Неделю 9-ю по Пятидесятнице
Если в храме мы зададим вопрос «вы верите в Бога?», услышим положительный ответ, но при ответе на вопрос «доверяете ли вы Богу?» уверенности в речи искренне отвечающих явно убавится.
Что же такое - доверие Богу? Почему уверенность в бытии Божьем, и уверенность в Боге – это разное? Почему разнятся понятия, казалось бы синонимичные? Рассмотрим эти вопросы на примере сегодняшнего Евангельского отрывка Недели 8-й по Пятидесятнице.
Ночью буря вдалеке от берега застаёт врасплох сидящих в лодке учеников Спасителя. Он идёт к ним по воде. Пётр в ужасе просится из раскачиваемой лодки в безопасное место, к чудесно твердо стоящему на волнах Учителю, и Он разрешает ему. Пётр ступает на воду и, о чудо! - обретает опору в зыбкой материи. Но, пройдя нескольких шагов, сомневается в реальности происходящего, и проваливается в воду. Спаситель подаёт руку и спасает маловерного. Апостолы опять утверждаются в мысли, что их Учитель - не простой человек.
Ранее апостолы стали свидетелями чуда умножения 5 хлебов и 2 рыб и насыщения ими более 5 тысяч человек. Однако это, и другие чудеса Спасителя не стали «прививкой» от предательств Иуды и Петра, бегства из Гефсиманского сада, страха иудейского и прочих отрицательных явлений в жизни ближайших учеников Господа. К сожалению, действительно, возможно быть уверенным в бытии Бога и свидетельствовать о Нём, и при этом, в какие-то моменты, не доверять Его промыслу.
Доверие предполагает безоговорочное послушание Воле Божьей. В обычной жизни первой причиной движения к Богу, которого познали, становится воодушевление. Укрепляться бы дисциплиной непрестанного взирания на Волю Божью, ведь чувственность этого не заменяет! Когда проходит кипение крови, приходит будничное рассуждение о недостижимости идеалов объявленных Богом. «Маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14:31), обращается Господь к утопающему и простирает свою всемогущую руку, указывая на корень зла – сомнение в Нём, в Его любви, в Его промысле лично о каждом…
Церковь Христова проповедует, что истинное счастье для человека – это бытие с Богом. А приводит к Богу, как известно, исполнение Его святой воли: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21).
И нам, желающим угодить Богу, необходимо иметь в памяти наше горение, которым мы были преисполнены после первого знакомства с Любовью Божьей, победоносность нашей веры, с которыми мы и преодолеем все трудности, и от этого, в свою очередь, родится терпение, а «терпение есть корень всех благ», — учит нас святитель Иоанн Златоуст.
А мы ведь транслируем Богу в молитвах свои планы относительно устройства нашей жизни и, не видя исполнения наших желаний, имеем немирное состояние души. Одновременно знаем, что Бог рядом и ведёт нас особым индивидуальным спасительным путём.
Недостаток веры мог бы стать причиной смерти апостола Петра, если бы не рука Спасителя, а мы, являясь членами Церкви Христа, не можем с уверенностью сказать о том, что мы по-настоящему доверяем Ему. Неисполнение Божьего призыва к несению креста, смирению перед Ним, отдаче себя на служение ближним находит будничные оправдания… Велико милосердие Божие к грешному роду христианскому! Господи, укрепи в нас веру в твой промысел, да по дару Твоему сподобимся пройти неповреждёнными по бурным водам житейского моря. Аминь!
священник Григорий Миронов,
клирик Вознесенского храма г. Электростали